Текст: Саид Гезердава
В Абхазии в последнее время достаточно активно проявляют себя различные, инициативные объединения, возникающие в ответ на социальные проблемы. Некоторые из них прекращают свое существование, достигнув или не достигнув поставленных целей. Есть и такие, которых гражданская активность сплотила и не отпускает. Они часто оказываются на перепутье: стоит ли им регистрироваться в качестве НКО или нет? Эта статья посвящена основным сложностям, с которыми могут столкнуться незарегистрированные объединения граждан.
Зарегистрированная организация обладает большими возможностями по сравнению с объединением, не являющимся юридическим лицом. Однако не все объединения стремятся к формализации своей деятельности и отношений с государством: не у всех есть необходимые возможности, не все готовы тратить время на процедуры, связанные с регистрацией, формированием внутренней структуры и органов управления, вести бухгалтерскую отчетность, отчитываться перед налоговыми органами и Министерством юстиции об осуществляемой деятельности и т.п. Неформализованная деятельность актуальна для тех, кто получает первый опыт, не строит планы на далекую перспективу, кому важнее сама деятельность и достаточны простые коллективные действия. Например, это общественные движения, инициативные группы и подобные объединения.
В некоммерческом законодательстве нет запрета деятельности незарегистрированных общественных объединений, что определенно положительный момент. Однако все формы НКО предполагают обязательную государственную регистрацию – они названы в законах «Об общественных объединениях, политических партиях и движениях» (далее – Закон об общественных объединениях), «О некоммерческих организациях» (далее – Закон об НКО), «О благотворительной деятельности в Республике Абхазия» (далее – Закон о благотворительной деятельности). Группа граждан, которые не планируют создавать и регистрировать НКО, не может именоваться так, как именуются организации в некоммерческом законодательстве (например, общественной или благотворительной организацией). Общаясь со СМИ и представителями власти, они могут указывать на то, что являются сплоченной группой, обозначая себя, например, в качестве инициативной группы с конкретным названием. Если члены такой группы хотят акцентировать, что вся их деятельность осуществляется не от имени отдельных людей, а от имени самой группы, они могут указывать это, например, в своих обращениях. Подписывать такие обращения могут все члены группы или определенные ими представители.
Незарегистрированные группы граждан не смогут осуществлять права, которые предоставлены только зарегистрированным организациям. Они не смогут приобретать имущество в собственность своей группы (только в собственность отдельных членов), открывать счета от имени незарегистрированного объединения, создавать филиалы и представительства, заключать договоры от своего имени, быть истцом и ответчиком в суде и т.д.
Свобода объединения, к которой имеет непосредственное отношение Закон об общественных объединениях, предполагает значительно большие возможности по сравнению с Законом об НКО. Для того, чтобы статус незарегистрированного объединения не вызывал сомнений у органов власти, необходимо, чтобы в Законе об общественных объединениях прямо признавалось разнообразие форм объединений, в том числе незарегистрированных. Но отсутствие такой гарантии не означает запрета незарегистрированных общественных объединений. Поэтому они в принципе не могут оказаться вне закона. Из приведенной ниже нормы мы можем понять, что этот Закон не препятствует их существованию:
С момента регистрации устава (положения) Министерством юстиции Республики Абхазия общественное объединение (партия, движение) признается юридическим лицом (ч. 1 ст. 7).
Согласно международным стандартам, чтобы быть признанным объединением, не обязательно проходить регистрацию. Согласно «Руководящим принципам по свободе объединений», разработанным совместно Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Комиссией Совета Европы за демократию через право (Венецианская комиссия), под объединением понимается организованное и независимое некоммерческое образование, основанное на добровольном объединении лиц, связанных общими интересами, деятельностью или целью. Объединение необязательно должно являться юридическим лицом, но должно обладать некоторой институциональной формой или структурой. Согласно принципу 3 «Свобода создания объединений и членства в них»:
Любые лица – как физические, так и юридические, – в том числе граждане и неграждане, а также группы таких лиц имеют право свободно создавать объединения, обладающие или не обладающие статусом юридического лица. Каждый человек может свободно принимать решение о вступлении в объединение или о выходе из него. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или наказан за членство в каком-либо объединении или отказ от такого членства. Объединения свободно определяют свои правила членства при соблюдении только принципа недискриминации.
Таким образом, общественными объединениями не становятся после государственной регистрации, они могут существовать и без ее прохождения, хотя при этом не будут иметь прав юридических лиц.
Значительная часть прав, предоставляемая зарегистрированным организациям, производна от конституционных прав, которых достаточно для гражданской активности. Следует помнить о законах, предоставляющих широкие возможности гражданского участия, а именно: «О праве на доступ к информации», «О порядке проведения массовых мероприятий в Республике Абхазия», «О порядке рассмотрения обращений граждан Республики Абхазия» и др. Поэтому они не могут быть лишены прав, которые вытекают из их сущности как участников общественной жизни, таких как право участвовать в выработке решений органов государственной власти и управления, право на доступ к информации, право на учреждение СМИ и издательскую деятельность, право на свободу собраний, право на свободу выражения мнений (свободу слова), право на обращение и т.д. На этом основании должно существовать четкое понимание того, что эти права принадлежат им не в силу Закона об общественных объединениях, а Конституции.
С одной стороны, указанный Закон не запрещает деятельность незарегистрированных общественных объединений, но с другой стороны, в нем игнорируются их особенности. Поэтому такие объединения не могут избежать всех формальностей для того, чтобы их статус не вызывал сомнений. Для этого им стоит принять решение об учреждении общественного объединения на собрании инициаторов, избрать руководство и утвердить устав, хотя по отношению к незарегистрированным объединениям эти требования могут выглядеть чрезмерными.
Для осуществления благотворительной деятельности получение статуса юридического лица не является обязательным условием. Но учитывая то, как сформулировано положение Закона о благотворительной деятельности, благотворительная организация – это всегда юридическое лицо.
Участие в благотворительной деятельности может осуществляться как с образованием юридического лица (благотворительной организации), так и без него (ч. 1 ст. 4).
По всей видимости, благотворительная деятельность без образования юридического лица вообще не предполагает какой-либо организационной формы, а только частные инициативы. Для получения статуса благотворительной организации необходима государственная регистрация и получение государственного сертификата, подтверждающего благотворительный статус организации. Это оправдано, поскольку на благотворительные организации распространяются налоговые льготы.
Закон «О государственной молодежной политике в Республике Абхазия» не требует обязательной регистрации молодежных организаций. Вопросы создания молодежных объединений (организаций) регулируются Законом об общественных объединениях, который не предполагает обязательную государственную регистрацию. Но Закон о благотворительной деятельности выделяет зарегистрированные молодежные организации и на этом основании гарантирует им ряд преференций от государства:
Государство формирует систему правовых и экономических гарантий, которые обеспечивают всем зарегистрированным молодежным объединениям равные возможности для участия в общественной жизни Республики Абхазия.
В целях создания необходимых условий для функционирования зарегистрированных молодежных объединений, влияния на характер и направленность их деятельности, государство может оказывать им материально-финансовую и организационную поддержку (ч.1 ст. 17).