Конец эпохи Великого княжества Московского и предчувствие Смутного времени – метафоры царствования одного из последних Рюриковичей на Московском престоле, Ивана IV Васильевича, более известного, как Иван Грозный.
Всю жизнь Иван Грозный провел на троне. Интриги и заговоры, опасности и подозрения, реальные и мнимые, непрестанно сопровождали царствования «продолжателей дела Ивана Калиты», ведь в собирании русских земель им приходилось сталкиваться не только с сепаратизмом боярской знати и местных князей, но разрывая скрепы многовековой изоляции, выводить государство на международную арену.
На русской почве прогрессивные, на первый взгляд, западные заимствования вырождались сумасшедшими мракобесиями. Пожалуй, ни в одной стране эпоха Возрождения не проявлялась таким торжеством жестокости, как в России.
Личность и видения Ивана Грозного
Иван Грозный, кроме жен, имел отношения со многими женщинами. Он же был отъявленным садистом, но и очень начитанным человеком. Сочетание столь противоречивых качеств в одной личности не могло для нее самой пройти бесследно, а если наложить этот рисунок на апокалиптический фон эпохи, то вполне можно понять, если не оправдать царские страхи и фобии.
Как личность психически неустойчивая, царь каждый раз тяжело переживал, когда подданные не понимали благого предназначения его действий, и приходилось в очередной раз прибегать к жестокости, чтобы принуждать их к повиновению. Это вызывало новые приступы ярости, и – исступленного раскаяния, а с ними – и дальнейшего расстройства психики.
Так, во время бегства в Александровскую слободу, царю явилось видение утопленной им его супруги Марии Долгорукой. Галлюцинация. Но царю никто открыто не мог сказать, что это просто призрак, а у него психическое расстройство. А потому по приказу Ивана Грозного выполнили некоторые церковные обряды, чтобы этого призрака от царя «отогнать». Но, к сожалению, все было бесполезно. Галлюцинации продолжались. А призрака Марии сменяли все новые — тех, кого погубил царь.
Анастасия Романовна и её дети
Психопатические фобии правителя проявились и в литературных произведениях, которые приписывают его перу – в частности, каноне «Ангелу Грозному». Именно в этом каноне явнее всего проступил страх смерти, преследовавший царя, боязнь явных и мнимых врагов. С юности Ивана Грозного преследовали грозные предсказания и пророчества. Смею предположить, что такая же участь была и у других правителей, но, вероятно, Иван Грозный слишком близко принимал все к сердцу. А когда одно из таких пророчеств сбылось, то царь буквально сошел с ума.
В возрасте 16 лет Иван Грозный женился на своей ровеснице Анастасии Романовне (да-да, именно оттуда «ноги растут» у династии Романовых). Она не была из очень знатного рода, не была ровней царю, а потому данный брак вызвал недовольство многих бояр. И, возможно, именно это недовольство стало причиной того, что через 13 лет вполне счастливого брака с Иваном IV она была отравлена.
Но пророчество Иван Грозный услышал еще раньше, когда родился их первый с Анастасией сын, и он решил отправиться в паломничество вместе с младенцем. Тогда один монах предсказал царю, что ребенок погибнет в этом путешествии. Иван не поверил. И зря. Младенец погиб от воспаления легких, не дожив до года. Кто знает, совпадение это было (дети тогда очень часто погибали в младенческом возрасте) или действительно монах обладал сверхестественными способностями, но эта ситуация окончательно озлобила Ивана Грозного. Почти все их дети с Анастасией погибли в раннее возрасте. Кстати, именно она была матерью сына Ивана Грозного, которого он, возможно, сам же и убил, как это изображено на картине Ивана Репина.
Эти события наложили на царя неизгладимое впечатление и посеяли в нем патологический страх, и в то же время ненависть и недоверие ко всякого рода пророчествам.
Незадолго до смерти царя вышел приказ - свезти в Москву всех кудесников и волхвов. Как на грех, все 60 «участников съезда» предрекли Ивану Грозному скорую кончину, за что тот приказал повесить их всех на кремлевской площади.
Боязнь порчи и возможная причина психоза царя
Иван Грозный, приводивший в ужас и трепет собственной жестокостью не только собственных подданных, но и соседей-правителей, сам страдал от страхов и фобий, граничивших с психическими расстройствами.
Панически боясь, что на него наведут порчу, царь требовал, чтобы все зеркала в палатах изготавливались только слепыми мастерами. Впрочем, практика ослеплять мастеров, чтобы они не могли повторить свои творения, была практически нормой по тем временам – по легенде, мастера, которые возводили Кремль и собор Василия Блаженного, тоже были ослеплены.
Если верить источникам, можно предположить, что по причине психопатии, а также использования в лечении ртутных паров (тогда вдыханием ртути пытались лечить сифилис, который, вероятно, был у царя), у Ивана Грозного развивались бредовые состояния, которыми были вызваны большинство его видений и страхов. Длинные церковные службы в его жизни неизменно чередовались с казнями в застенках, которые царь часто проводил лично. Иностранные посланники и гости часто отмечали в своих заметках, с каким умиротворенным лицом самодержец входил из пыточных застенков в палаты.
При этом нельзя не заметить, что грозный царь был порождением своей эпохи – такой же противоречивой и жестокой, как и он сам.
Если вам понравилась статья, нажимайте "палец вверх" (лайк) и подписывайтесь на канал "Обычаи и нравы".