Если не все мы, то очень многие сталкивались с такой ситуацией: пошли в супермаркет за хлебом и вернулись через четыре часа с десятком пакетов. Хорошо ешё, что не забыли про хлеб. Почему так случается?
- Эффект Дидро Этот эффект был назван в честь французского философа Дени Дидро. Один раз он получил большую сумму денег и купил на радостях роскошную багряницу(одежда для торжественных случаев в те времена). А так как Дидро богат никогда не был, то естественно, что этот предмет гардероба разительно отличался от всего уже имеющегося. Естественно, гардеробчик ему пришлось обновить.
Эффект Дидро - это как раз тот случай, когда мы покупаем новую вещь, по сравнению с которой остальные предметы гардероба выглядят непрезентабельно, поэтому вы в конечном итоге заменяете и их тоже. Процесс это, как вы правильно понимаете, бесконечный, ибо новая вещь непременно превращается в старую и в очередной раз просит замены.
Предварительно перед покупкой, выясните для себя, какие ожидания вы с ней связываете. Может вы хотите купить новый смартфон, чтобы постоянно быть на связи или вы мечтаете произвести впечатление на коллег и руководство, чтобы получить повышение? В таком случае, вам стоит пересмотреть свое отношение к работе.
- Стадное чувство.
Вы покупаете вещь только потому, что такая есть уже у всех, кроме вас. Даже если эта вещь не нравится, не устраивает чем-то, не соответствовать образу жизни, стилю одежды, но вы все равно купите это, дабы быть в тренде.
Прежде чем достать кошелёк, спросите себя: «Зачем я хочу это купить?» Вероятно, вам действительно нужна эта зелёная сковорода или вы попали под влияние других людей(рекламы)?
- Покупки на будущее.
Все мы в душе оптимисты. Вот почему мы периодически покупаем вещи на будущее, беговые кроссовки, юбку на два размера меньше, коврик для занятий йогой, в надежде на то, что эти вещи будут нас мотивировать на поступки. Вы уже догадались, что бегать и усиленно худеть начали особо стойкие, а все прочие переложили прикупленное добро на полочку повыше, чтобы глаза не мозолило.
Помните, новая вещь не сделает вас умнее, стройнее и привлекательнее. Никакие дорогие или модные гаджеты не сделают работу за вас и не перенесут вас в счастливое будущее, ради которого вы всё это затеяли.
- Импульсивные покупки. У вас плохое настроение, день сложился неудачно, вот вы и решили прогуляться по любимому магазину и естественно что-то купили. Но радоваться покупке вы будете недолго, скорее всего вы быстро о ней забудете или расстроитесь из-за потраченных денег.
Постарайтесь найти для себя занятие, которое поможет вам бороться с плохим настроением, стрессом и усталостью.
- Уловки маркетологов. Расслабляющя, тихая музыка, теплые цвета и запах кофе - все это влияет на нас, мы расслабляемся и начинаем покупать. Как всё неожиданно просто, правда?
Ходите в магазины, когда вы не голодны и надевайте наушники, слушайте свою любимую музыку. Это поможет вам не попасться в маркетинговые сети.
- Снобизм. Когда вы предпочитаете покупать вещи, которые выделяют вас из толпы, это и есть эффект сноба. Многим нравится привлекать к себе внимание яркой и обчной одеждой, но то не должно становиться самоцелью. Одежда - это не единственный способ привлечь внимание. У вас наверняка есть масса других достоинств, может вы интересный собеседник, замечательнй рассказчик или просто приятный во всех отношениях человек.
- Распродажи и акции.
Это пожалуй самая распространенная причина, по которой мы покупаем ненужные вещи. Нам предлагают три футболки по цене двух или 70% скидку, которая действительна только сегодня и сейчас. Естественно, мы считаем такое предложение выгодным и покупаем вещи, которые нам совершенно не нужны.
Ограничьте себя в пространстве для хранения вещей, выделите отдельный шкаф или несколько полок и не покупайте вещи, если их некуда сложить.
- Дешевые вещи. Желание сэкономить деньги, толкает нас на покупку более дешевых аналогов товаров, которые мы хотим приобрести. Будьте осторожны, не всегда дешеые вещи достаточно качественные для того, чтобы долго нам служить. Почаще вспоминайте поговорку: "Скупой платит дважды". Сиюминутная экономия может обернутьсядорогим ремонтом в будущем.
- Убедительные продавцы. Продавцы магазина прекрано знают качество всех своих товаров, и они непременно предложат вам то, о чем вы давно мечтали, и вы рискуете уйти из магазина с тремя парами модельных туфель, хотя вы зашли за резиновыми сапогами.
Всегда напоминайте себе о том, что вы хотите купить. Заранее найдите нужную информацию, чтобы задавать меньше вопросов консультантам. Пкупателя, который не может принять решение, какой именно предмет ему купить легче убедить совершить покупку.
Кстати, сам Дидро тоже понял, в какую ловушку он угодил. В своем эссе «Сожаления o прощании с моим старым халатом» он написал: «Остерегайтесь внезапного богатства. Бедный человек может жить спокойно, не думая о внешности, но богатый всегда находится в напряжении».