Найти в Дзене
Владимирский тяжеловоз

В чем разница между автоматом и вариатором?

Опытные водители, конечно же, знают все тонкости в отличиях этих двух типов автоматической коробки передач, а для остальных хотелось бы в простой и доступной форме описать устройство, отличия и особенности их эксплуатации.

Оба эти вида относятся к автоматической трансмиссии: никаких манипуляций с переключением передач совершать не надо
Оба эти вида относятся к автоматической трансмиссии: никаких манипуляций с переключением передач совершать не надо

Для начала скажу, что и ступенчатый автомат (в простонародии - просто "автомат"), и вариатор - это разновидности автоматической коробки передач, хотя вариатор и стоит немного особняком. Основной узел ступенчатого автомата - это гидротрансформатор. Его основная задача - передавать крутящий момент от двигателя на первичный вал коробки передач. Упрощенно, гидротрансформатор - это закрытый корпус, внутри которого располагаются турбинные колеса. Полость внутри заполнена жидкостью. Одно колесо приводится в движение от вала двигателя, другое - наоборот, передает крутящий момент на вал коробки передач. Передача крутящего момента происходит посредством жидкости. Вот и весь принцип работы ступенчатого автомата.

Теперь рассмотрим конструкцию вариатора. Упрощенно вариатор состоит из двух шкивов, между которыми натянут ремень. Эти шкивы могут сдвигаться и раздвигаться, меняя таким образом диаметр, по которому ходит ремень. От конкретного положения ремня на шкивах и зависит передача: чем больше радиус на ведущем и меньше на ведомом шкивам, тем больше скорость. И наоборот.

Теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках этих видов автоматической трансмиссии. Ступенчатый автомат имеет больший расход топлива, так как потери энергии в гидротрансформаторе довольно высоки: давление жидкости не может передать весь крутящий момент без потерь. По той же причине ступенчатый автомат, как правило, уступает в динамике разгона вариатору. Основной недостаток вариатора - это дороговизна починки при поломке. Однако и с этим утверждением можно поспорить, ведь ремонт автомата также обойдется в круглую сумму. А надежность у этих агрегатов примерно одинаковая: при своевременной замене масла (или жидкости ATF в случае со ступенчатым автоматом) прослужат они не одну сотню тысяч километров.

А какой вид трансмиссии предпочитаете Вы: ступенчатый автомат или вариатор? Делитесь мнением в комментариях.
Авто
5,66 млн интересуются