Признаются ли отходами побочные продукты производства, на которые составлены технические условия?
#Практика_правоприменения
Отвечает Генеральный директор Центра Кокотов Борис:
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года) отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Из указанного определения следует, что важнейшим критерием при решении вопроса о принадлежности или непринадлежности вещи к отходам до 1 января 2015 года являлось сохранение или утрата вещью потребительских свойств, а также относимость вещи к остаткам сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – ФЗ № 458) абзац 2 статьи 1 изложен в новой редакции.
Так, в соответствии со статьей 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции ФЗ № 458) отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Также, в соответствии с указанной статьей Федерального закона отходы от использования товаров – готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
На основании изложенного с 1 января 2015 года основными признаками, позволяющими отнести вещества или предметы к отходам, являются:
- бразование веществ и предметов в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления;
- применение собственником веществ и предметов действий по их удалению.
При этом признаками, позволяющими отнести вещества или предметы к отходам от использования товаров, являются:
- утрата готовыми товарами (продукцией) полностью или частично своих потребительских свойств;
- складирование товаров (продукции) полностью или частично утративших свои потребительские свойства в месте сбора отходов;
- передача товаров (продукции) полностью или частично утративших свои потребительские свойства в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов.
Важно отметить, что собственник веществ или предметов самостоятельно принимает решение об отнесении веществ или предметов, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления к отходам.
Необходимо отметить, что ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержит определение понятия «удаление».
При этом на основании комплексного анализа положений указанного нормативного правового акта можно сделать вывод, что под удалением понимается совершение образователем вещи действий по обращению с вещью как с отходом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
- максимальное использование исходных сырья и материалов;
- предотвращение образования отходов;
- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработка отходов;
- утилизация отходов;
- обезвреживание отходов.
Необходимо отметить, что указанный пункт статьи 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» введен Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ и вступил в силу с 1 января 2015 года.
Таким образом, сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования является приоритетным направлением государственной политики в области обращения с отходами.
На основании изложенного юридическое лицо самостоятельно принимает решение об отнесении веществ или предметов, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления к отходам и о необходимости их удаления.
Вопрос об отнесении побочных продуктов производства к отходам, решается юридическим лицом по своему усмотрению.
При этом побочные продукты производства не являются отходами, и собственник вправе распоряжаться побочной продукцией по собственному усмотрению, как передавать любому юридическому или физическому лицу в соответствии с требованиями гражданского законодательства, так и использовать для собственных нужд.
В соответствии с пунктом 3.16 ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, (далее – ГОСТ 30772-2001) побочный продукт – дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.
При этом согласно примечанию к пункту 3.16 ГОСТ 30772-2001 побочный продукт не является отходом.
Важно отметить, что решение об отнесении сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образованных в процессе производства и потребления, к отходам либо к побочной продукции принимается лицами, в процессе производства и потребления которых данные изделия или продукты образуются.
При этом признаком вторичного продукта является отнесение вещи к таковому в соответствии с технологической документацией организации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ (далее – ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»):
- стандарт организации – документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;
- технические условия – вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.
Согласно пункту 3 статьи 14 указанного Федерального закона к документам по стандартизации в соответствии с данным Федеральным законом относятся стандарты организаций, в том числе технические условия.
В соответствии с частью 1 статьи 21 ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 данного Федерального закона.
Согласно частям 3, 4 указанной статьи Федерального закона технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).
При этом порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 данного Федерального закона.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения, утв. Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 года № 154-ст, техническая документация (на продукцию) – совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.
Порядок разработки и постановки на производство промышленной продукции регулируется комплексом стандартов ГОСТ 15 Система разработки и постановки продукции на производство. Согласно пункту 6.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство, принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 17 октября 2000 года № 263-ст, разработку конструкторской и технологической, а при необходимости программной документации на продукцию проводят по правилам, установленным соответственно стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД) и Единой системы программной документации (ЕСПД). Общие требования по управлению проектированием – по 4.4 ГОСТ Р ИСО 9001. Правила разработки технической документации на материалы и вещества устанавливает разработчик с учетом действующих государственных стандартов, специфики продукции и организации ее производства.
В соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ 3.1102-2011 Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения, введенного в действие Приказом Росстандарта от 3 августа 2011 года № 212-ст, технологическая инструкция – документ предназначен для описания технологических процессов, методов и приемов, повторяющихся при изготовлении или ремонте изделий (составных частей изделий), правил эксплуатации средств технологического оснащения. Применяют в целях сокращения объема разрабатываемой технологической документации. Карта технологического процесса – документ предназначен для операционного описания технологического процесса изготовления или ремонта изделия (составных частей изделия) в технологической последовательности по всем операциям одного вида формообразования, обработки, сборки или ремонта с указанием переходов, технологических режимов и данных о средствах технологического оснащения, материальных и трудовых затратах.
Таким образом, техническая документация используется для подробного описания технологических процессов, характеристик производства, методов производства, способов изготовления и хранения продукции.
Необходимо отметить, что одной из форм, в рамках которой осуществляется разработка стандартов организаций, являются Технические условия на производимую продукцию.
Общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения технических условий (ТУ) на продукцию (изделия, материалы, вещества и т.п.) установлены ГОСТ 2.114-95 Единая система конструкторской документации. Технические условия, введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 8 августа 1995 года № 425 (далее – ГОСТ 2.114-95)
В соответствии с пунктом 3.1 указанного межгосударственного стандарта ТУ является техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
Согласно пункту 3.2 ГОСТ 2.114-95 технические условия (ТУ) являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке.
Таким образом, установление правил и характеристик в сферах производства и обращения продукции может осуществляться посредством разработки, согласования и утверждения технических условий (ТУ) на производимую продукцию.
При этом производимая побочная продукция, на которую составлены технические условия, не является отходом и может быть передана третьим лицам на основании гражданско-правового договора.