Книгу под названием "Бегущий в потоке" с подзаголовком "Как получать удовольствие от спорта и улучшать результаты" написал всё тот же Чиксентмихайи, который исходно разработал понятие потока и связанные с ним детали.
Сама по себе идея потока была изложена и описана автором ещё в 1990 году в оригинальном труде "Flow: The Psychology of Optimal Experience ", и далее в течение многих лет Михай Чиксентмихайи её развивал и обогащал в собственных трудах и с помощью соавторов. Эта концепция вызывала интерес не только в научных кругах психологов, но и у многих людей не связанных с медициной специальностей.
Мой друг марафонец познакомился с идеей потока довольно давно по оригинальной книге Чиксентмихайи, а затем приложил руку к переводу и изданию книги для скалолазов, которая также весьма активно использовала и расширяла эту концепцию. Так что к "Бегущему в потоке" он подошёл неплохо подготовленным с точки зрения теоретической базы.
И, возможно, именно по этой причине, почерпнул для себя в этой книге крайне мало нового.
Книга построена по принципу "приводим кейс" - "объясняем происходящее с точки зрения теории". В качестве практических кейсов приводятся рассказы бегунов-профессионалов о случаях, когда они испытывали то самое переживание потока, а также о случаях, когда у них многое шло не по плану. Есть и несколько рассказов о случаях несколько странных.
Среди прочих удивителен рассказ о монахах-марафонцах. Автор пишет о тибетских монахах, в качестве ритуала для преодоления телесных слабостей избравших бег (впрочем, на грани быстрого шага) на длинные дистанции. Связь состояния потока с состоянием медитации - отдельный вопрос, в книге не рассмотренный вообще, и монахи-аскеты кажутся не самым подходящим примером.
Стоит заметить, что в пример обычно приводятся бегуны-профессионалы; более того, бегуны-рекордсмены: рассматриваются случаи, когда были обновлены рекорды, выиграны состязания. Бегун-любитель, не строящий иллюзий относительно своей беговой одарённости, может предположить, что и потока удостаиваются лишь талантливые спортсмены. Отличаются, конечно, те самые монахи. Но это снова сравнение, не позволяющее провести плотные параллели с обычной офисной жизнью среднего бегуна-любителя. И ничего нового, кроме уже изложенного в теории, монахи - по крайней мере, в изложении книги - предложить не могут.
Текст книги изложен в довольно неторопливой манере, с многочисленными самоповторами и попытками рассматривать одни и те же иллюстрации с разных точек зрения, хотя по сути всё это об одном и том же. Каждая глава сопровождается списком из примерно 10 пунктов, в которых авторы (Чиксентмихайи - не единственный автор этой книги) предлагают сжатое изложение ключевых мыслей главы. Если читатель так же нетерпелив, как мой друг марафонец, он может ограничиться чтением только этих списков.
В итоге сказать об этой книге можно следующее. Она не поможет изменить технику бега или драматически улучшить результаты, которые вы получаете на своих тренировках сейчас. Она не содержит тренировочных программ и упражнений, не сможет заменить тренера, не отменит необходимость тяжёлого и регулярного труда. Её даже трудно назвать захватывающим чтивом.
Если вы хотите познакомиться с идеей потока - а она однозначно того стоит! - почитайте книги Чиксентмихайи, в которых нет попыток приложить эту теорию к какому-нибудь конкретному занятию. Если вы начинаете или продолжаете бегать и считаете, что достигли ещё не максимального уровня в своём физическом развитии, читайте Лидьярда, например, или ищите тренера. "Бегущий в потоке" не станет заметным пробелом в вашей вселенной, если вы его не прочтёте.