Я очень люблю своих читателей. Большинство из них интересные люди с богатым жизненным опытом, среди них много учителей и репетиторов, таких же, как я. И вот недавно в комментариях под одной публикацией подняли следующий вопрос. Я процитирую:
А как вы относитесь к такой ситуации? Я работаю учителем в школе. Одна мама , чей сын учится в третьем классе , долго уговаривала меня взять ребенка на репетиторство. А ребенок, не побоюсь этого слова, бесперспективный . Хоть танцуй перед ним, а он слово "yes " прочитать не может. Как объяснить такой маме, что я не хочу тратить свое время и ее деньги на бесполезное дело ?
И еще:
Коллеги, выскажите свое мнение : педагогично ли вообще записывать ученика в "необучаемые" ? Существуют ли "необучаемые"? Мне кажется, есть просто ученики с очень медленным прогрессом, иногда даже руки опускаются. Хочется придумать какой-то повод и отказаться. Только неудобно как-то, каждый своего ребенка гением считает. Но тебя же потом и обвинят в отсутствии результата. Бывает ли у вас, что после первого пробного занятия вы говорите родителям, что быстрого результата не будет и им надо подумать, стоит ли тратить деньги на репетитора?
Что касается меня, то я, предварительно посоветовавшись с Армагеддоном Люциферовичем и Ведьмой Анафемовной, сказала бы так: «Да. Есть. Необучаемые дети существуют».
Приведу пример из своего опыта. Однажды к нам в группу привели девочку. И ее мама высказала достаточно нестандартную просьбу:
- Если в течение месяца вы увидите, что с нее толку нет – скажите мне. Мы тогда не будем тратить время и деньги. Потому что во многих местах занимались – результат нулевой.
И, знаете, действительно, девочка (класс 8-9) просто конкретно необучаема. Помнится, она слово house (дом) никак запомнить не могла. Это если учесть, что мы весь урок с ним крутились, что-то составляли, задавали вопросы. Доходит до нее очередь:
- А как «дом» будет? Ах, тааак… А у меня память плохая, я совсем ничего не запоминаю. (До нее это слово от других детей уже раз 5 прозвучало).
Вот я не вру - пишу на доске: A house is big. Все озвучиваю, причем неоднократно. Говорю:
- А теперь скажите: «Дом маленький».
Пишу на доске слово small.
- А как будет «дом» по-английски?
Показываю на предложение.
-Big?
Показываю на слово house.
- Это дом, да? А как оно произносится?
И так нон-стоп. И она не придуривалась, не шутила – она на самом деле никак не могла сообразить. Она не могла за мной правильно повторить предложение из 2-3 слов. Она не могла работать по простейшим образцам.
Так что через месяц мы с чистой совестью сказали маме:
- Да, этот день настал, ничего не получается. Но вы девочку не ругайте, у нее очень хороший характер, ее все в группе любят (и это правда). Она очень симпатичная, она у вас зато быстро замуж выйдет (это уже Армагеддон Люциферович добавил).
Возможно, что путем долгих и упорных тренировок мы бы ее чему-нибудь научили? Но стоит ли овчинка выделки? Платить нам, чтобы она за месяц выучила, как по-английски «дом»? А потом еще месяц учила слово «большой»? А быстрее мы не сможем, будь мы хоть Песталоцци с Макаренко в одном флаконе.
Я понимаю, что родителям тяжело это осознавать. Я не знаю, насколько просто было бы мне самой принять, например, тот факт, что дочь еле тянет на двойки-тройки, и светит ей в будущем то, что раньше называли ПТУ, а сейчас колледж. Но, с другой стороны, человек ведь реализуется не только в суперзнаниях и отличной учебе? У меня вот руки кривые, а некоторые дети такие поделки делают, так шьют или вяжут, что залюбуешься. И они намного в этом превосходят меня, взрослую тетку.
Уважаемые читатели, давайте продолжим начавшуюся дискуссию. Как вы думаете, есть ли «необучаемые» дети? Можно ли эту «необучаемость» как-то компенсировать/ликвидировать? Стоит ли вести их к репетиторам? И стоит ли репетиторам заниматься с такими детьми?
Хотелось бы услышать мнение двух сторон: и репетиторов/учителей, и родителей, поскольку вопрос неоднозначный. И я, признаться, не уверена, что права на сто процентов.
Так как думаете вы?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Об этом же:
Необучаемые дети: все-таки дело в них или в педагоге
И еще немного о так называемой «необучаемости» или о разной скорости восприятия