Изначально в Эрмитаже размещалась частная коллекция императрицы Екатерины II. Со временем, когда количество шедевров увеличилось, стал называться музеем.
Мы Вам покажем и расскажем об экспонатах, которые стоит увидеть, прогуливаясь по Эрмитажу, или хотя бы по нашей статье.
1. Начнём, пожалуй, с Мумии.
Мумия жреца Па-ди-иста – один из старейших экспонатов музея. В Древнем Египте мертвецов вначале просто клали в могилы в позе зародыша, со всеми их ценными вещами. Мумифицировать их стали в 2400-е годы до нашей эры с использованием мёда и ладана.
Греческий историк Геродот впервые документально зафиксировал процесс мумификации в 450 году до нашей эры. Вместе с мумиями в пирамидах и гробницах хранились ценные вещи, среди которых было немало дорогих украшений. Именно из-за них на рубеже XVIII и XIX веков началась настоящая охота за мумиями и разграбление гробниц.
Па-ди-ист – не единственный мумифицированный экспонат в Эрмитаже. Всего их около пяти. Но именно этот лежит под пуленепробиваемым стеклом, его всегда дезинфицируют и чистят, а также к нему постоянно приставлен охранник.
2. Мадонна Бенуа.
Одно из ключевых произведений Леонардо да Винчи, написанное в период 1460-1470 годов. Именно это произведение стало тогда образцом для живописцев, а масляные краски для создания картин стали использовать как раз после опытов Леонардо.
А вот история того, как это произведение попало в Россию, окутано тайной. По легенде, семья Бенуа выкупила её у бродячего астраханского цирка, но говорят, что это неправда. Мария Бенуа (в девичестве Сапожникова) получила эту картину по наследству от отца. А первое упоминание её в российских описях имущества датируется началом XIX века: на тот момент Мадонна принадлежала семье недавно умершего сенатора Корсакова. Картину у Марии Бенуа выкупил Императорский Эрмитаж.
3. Мадонна Литта.
По соседству с Мадонной Бенуа в Эрмитаже хранится Мадона Литта, которую музей выкупил в 1860-е годы у итальянского семейства Литта. Считается, что автором картины является Леонардо да Винчи, но ряд искусствоведов сомневается в авторстве великого художника. Возможно, говорят они, часть картины была написана кем-то из учеников Леонардо, на что указывают неестественные позы матери и ребёнка в композиции.
4. Часы «Павлин»
Уникальное механическое приспособление мастера Джеймса Кокса, который придумал его вместе с Фридрихом Юри. Часы были куплены Потёмкиным для Екатерины II. Их привезли в Петербург только в 1792 году, когда фаворит императрицы уже скончался. Сперва их экспонировали в Таврическом дворце, а затем перевезли в Зимний, где они хранятся до сих пор. Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин. Уникальные часы в целом дожили до наших дней без изменений — это единственный известный крупный механический прибор XVIII века, который до сих пор не вышел из строя.
5. «Даная» Рембрандта.
Картина изображает традиционный древнегреческий сюжет: царь города Аргос, узнав о том, что умрёт от руки внука, сына Данаи, заточает её в темницу. Но бог Зевс всё равно проникает к ней в виде золотого дождя. После этого Даная родит сына Персея.
Саму Данаю Рембрандт писал сразу с двух женщин. Первым прообразом героини стала его жена, Саския ван Эйленбюрх, вторым — Гертье Диркс, с которой художник вступил в отношения после смерти супруги. На самой картине изображён как раз тот момент, когда Зевс пробрался к Данае в виде золотого дождя.
В Россию «Даная» попала в 1772 году, когда её купила Екатерина II. А спустя 200 лет именно с этой картиной случился самый знаменитый акт музейного вандализма. Литовец Бронюс Майгис, движимый, как он сам говорил, политическими мотивами, 26 августа 1985 года облил картину серной кислотой и дважды поранил её ножом. Его признали невменяемым.
Несмотря на то, что потери в итоге составили 27 % полотна, картину удалось полностью восстановить, с 1997 года она находится в зале живописи Голландии и Фландрии под бронированным стеклом.
6. «Возвращение блудного сына» Рембрандта.
Ещё одно великое произведение Рембрандта, хранящееся в Эрмитаже. «И когда он был ещё далеко, увидел отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», — это концовка знаменитой библейской притчи о блудном сыне.
Рембрандт рисовал картину очень долго. Первые рисунки и офорты появились ещё в 1630–1640 годы, а окончательно он взялся за иллюстрацию к библейскому сюжету только в 1660-е. Картина стала одной из самых узнаваемых в творчестве Рембрандта.
7. «Дама в голубом» Гейнсборо.
Один из лучших портретов эпохи барокко. Гейнсборо, как считается, рисовал его с Елизаветы Бофорт, дочери адмирала Боскауэна. Он стал вершиной творчества художника: утонченная женская красота, изящество, полуулыбка, полутона. Все аккуратно и чинно. В Эрмитаж портрет попал от егермейстера Хитрово в 1912 году. На данный момент это единственное произведение Гейнсборо, которое находится в российских музеях.
8. «Танец» Матисса.
Одно из величайших произведений модернизма, поначалу вызвавшее страшный скандал и неприятие публики. Заказавшего его для своего московского особняка Сергея Щукина называли «собирателем всякого хлама». Не щадила критика и самого Анри Матисса, написавшего «Танец» (и «Музыку») под влиянием одновременно «Русских сезонов» Дягилева и греческой вазовой живописи (фигуры людей, их движения — все это очень напоминает рисунки на кувшинах и вазах, хранящиеся на первом этаже Эрмитажа).
Потом, когда коллекцию Щукина национализировали, большую часть принадлежавших ему произведений искусства отправили в ГМИИ, Эрмитажу достались только «Музыка» и «Танец».
9. «Вечная весна» Родена.
В свое время эта скульптура стала частью композиции «Врата ада» у главных дверей французского Музея декоративно-прикладного искусства: то было главное произведение скульптора. Впоследствии Роден повторил эту скульптуру. Это редкий случай, когда мрамор частично был специально сделан таким неотёсанным, чтобы придать композиции большую естественность.
10. «Композиция VI» Кандинского.
Считается, что за русским искусством надо ехать в Михайловский дворец, а Эрмитаж — это только мировое наследие. На самом деле не во всем.
Одного из главных российских авангардистов начала XX века, чьи полотна висят в лучших музеях мира, выставляют в Зимнем дворце, будто подчеркивая его значимость для истории мирового модернизма.
В Эрмитаже есть целый зал, посвящённый творчеству Кандинского. Главное полотно — «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало XX века.
Как писал сам Кандинский, «грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой». Картина была написана в мае 1913 года. Спустя год, видимо, и случилась та самая катастрофа, о которой говорит художник.
Теперь, после прочтения статьи, осталось только воочию познакомиться с шедеврами в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и подписаться на Историкон.