Привет, мой любимый подписчик или просто случайный читатель 😊 Ты на канале страстного инвестирования. Я его так назвал, потому что, покупая акции с 2012 года, делаю это не поверхностно, а погрузившись в этот компот с головой 😄 Изучаю отчётность, поднимаю данные 15-летней давности, копаюсь в бизнесе 👨🔧
Можно ли сделать разбор компании за 1 минуту? Нет, но это Дзен - формат коротких, ярких, простых, но полезных статей. Поэтому я попробую.
Честно, я и сам не знал, что это за компания. Думал, перевозки в США, но нет. Итак, начали 👇
Шаг 1 - Краткая характеристика бизнеса
Начинаю с того, что у меня есть только название компании - Globaltrans. Захожу в Яндекс и вбиваю его.
Обычно, нужный результат - это одноимённый сайт, который оказывается первым в выдаче.
Есть альтернативный метод - добавлять к запросу слово "wikipedia", но тогда есть риск нарваться на устаревшие данные. Поэтому остановимся на первом варианте - сайте компании.
Ниже размещаю карусель их 3-х скриншотов, показывая куда нажимал, и, комментируя, почему именно туда. Поэтому читай описание под каждой картинкой.
Я узнал, что компания владеет 72 000 единицами подвижного состава, перевозит промышленные грузы и сдаёт вагоны в аренду. Всё это происходит на территории России и стран СНГ.
Шаг 2 - А сколько корова даёт молока?
Можно бесконечно долго разбирать специфику бизнеса, но от краткой характеристики, которую мы получили на первом шаге, предлагаю перейти к насущному - выручке и чистой прибыли. Ведь если здесь не порядок, то погружаться глубже я не буду.
Мне нравится сравнивать это с "зачёткой" у студента (а я преподавал когда-то). Это когда мы ещё не знаем компанию так хорошо, но можем открыть её "зачётную книжку" и посмотреть, сколько она зарабатывала в прошлом. Если компания "троечница", мы бросим её рассматривать и обратим внимание на какую-то другую.
Чтобы узнать данные по выручке и чистой прибыли, нужно перейти на сайте компании в раздел "Инвесторам" или "Акционерам и инвесторам". Возможны и другие варианты. Ниже в карусели поэтапно всё покажу 👇
Что дальше?
Значения выручки за 2019 и 2018 нашли. Надо их куда-то занести. Да не просто занести, чтобы из пустого в порожнее переливать, а чтобы построить красивую диаграмму 🤩
Я это делаю в Excel. Причём без всяких лишних функций, от которых мозг в трубочку сворачивается 😃 Показываю ниже в карусели 👇
Не сошлось с моей диаграммой?
"Перепись" выручки объясняется включением в показатели отчетности 2008 и 2009 годов итогов работы "Балттранссервиса", 50% акций которого группа приобрела в декабре 2009 года. По крайней мер, об этом сообщается в издании "Коммерсантъ".
А как же чистая прибыль?
Информация о чистой прибыли Globaltrans находится на той же странице, что и выручка, только чуть ниже 👉
Диаграмму чистой прибыли предлагаю составить самостоятельно по аналогии 😊
Итак, "картина" с выручкой и чистой прибылью компании меня устраивает.
Временные проблемы 2014-2016 годов, как я полагаю, связаны с внешнеполитическим кризисом.
Шаг 3 - Отрасль и конкуренция
Логика этого шага при анализе компании заключается в том, чтобы оценить перспективы отрасли, в которой работает компания, а также определить её место среди конкурентов.
И тут есть 2 способа:
- Неплохой способ - изучить отчёты, презентации, опубликованные самой компанией.
- Отличный способ - познакомиться с исследованиями извне, они более объективны.
Из минусов первого способа - некоторая субъективность. Составители материалов не лгут, но выставляют в первую очередь лучшие стороны своего бизнеса.
Ну а второй способ всё же на 100% не гарантирует объективности.
Я думаю, что исследования могут быть ошибочными, не корректными или вообще заказными 😳😃
В любом случае, чем больше информации удастся найти, тем лучше.
Что из себя представляет отрасль?
Когда я только узнал, чем занимается Globaltrans, мне на минуту подумалось, что эта компания является монополистом. Я ещё никогда так не ошибался 😃
Особенно улыбнуло вот это исследование, из которого я узнал, что подвижной состав России представляют по меньшей мере 600 собственников 😲
Меня тема конкуренции мучала всегда. Например, в нефтяном секторе, но там пальцев обеих рук точно хватит, чтобы собрать их в кучу и набросать какое-то сравнение. Здесь же - тихий ужас.
Но справедливости ради, замечу, что Globaltrans является одним из лидеров 👇
Globaltrans занимает довольно уверенное четвёртое место, первое - среди публичных компаний (можно купить их акции).
Заметно отстаёт другой публичный "игрок" - ПАО "Трансконтейнер". Кстати, было бы неплохо проанализировать и его для сравнения.
Покупать акции или нет - решение близко
На сайте компании Globaltrans я нашёл, что:
База долгосрочных сервисных контрактов Группы включает соглашения с шестью ведущими российскими предприятиями — с ХК УК «Металлоинвест», ПАО «ММК», группой ТМК и группой ЧТПЗ в металлургическом сегменте, а также с ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть» в сегменте нефтепродуктов и нефти. В совокупности на эти контракты приходится около 66% чистой выручки Группы от оперирования.
Звучит неплохо, но из таблицы видно, что все крупные нефтяные компании уже имеют свой парк вагонов, что потенциально ограничивает возможности расширения для Globaltrans. То есть, грубо говоря, товарищи-нефтяники "и сами с усами".
А вот таких крупных металлургов среди собственников парка вагонов не обнаружено. Значит, на этот рынок Globaltrans вполне может опираться. Предположение проверяется официальными данными 👇
Таким образом, у меня ощущение двоякое. Globalltrans - большой качественный и востребованный бизнес, но компания погружена в большой конкурентный рынок. И даже с теми клиентами, с которыми есть долгосрочные соглашения, мне не понятно, какие у компании есть точки росты. Куда ей расти и за счёт чего? Будет больше грузов? Но рынок металлургии и нефти уже давно "вырос" (это если очень грубо сказать).
В общем, вопросов больше, чем ответов 😵
Да, компания будет иметь свой рубль, но в перспективе 5-10 лет мне совершенно нечего сказать как о Globaltrans, так и об отрасли в целом.
Для желающих разобраться получше могу порекомендовать презентацию Хусаинова Фарида Иосифовича - человека, разбирающегося в железнодорожной отрасли. Он является экспертом Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ и ведёт livejournal. Его страстное и увлечённое выступление можно посмотреть на видео ниже 👇
В заключение, хочу сказать, что принимаю для себя временное решение не покупать акции Globaltrans. Слишком много сомнений, и слишком много других более понятных для меня компаний и отраслей.
Обязательно напиши, что ты думаешь о Globaltrans и железнодорожной отрасли в целом.
Поставь большой палец вверх, если было полезно 👍 Подпишись и прыгай в чат, будем знакомиться 😉
Инвестируй страстно! 💙