Найти тему
Опыты

Введение в теорию и практику НЛП (Часть 4)

Оглавление

ОБУЧЕНИЕ, ЗАБЫВАНИЕ И ПЕРЕУЧИВАНИЕ

Мы способны сознательно ухватить лишь очень маленький кусочек из того объема информации, который мир предлагает нам, неосознанно реагируя и замечая значительно больше, чем осознаем. Наше сознание оказывается способным сохранять следы максимум семи переменных (или единиц информации) в любой момент времени.

Эта идея была подчеркнута в 1956 году американским психологом Джорджем Миллером в классической статье “Магическое число семь, плюс-минус два?” Получаемая информация не имеет фиксированных размеров, она может быть чем-то вроде наблюдения в зеркало заднего вида при управлении автомобилем. Процесс обучения состоит из получения, обработки информации и применения результатов в практической деятельности. Один из способов обучения состоит в сознательной организации маленьких элементов поведения и в объединении их во все более значитель­ные таким образом, чтобы они стали привычными и бес­сознательными. Мы формируем привычки и тем самым освобождаем себя для того, чтобы замечать другие вещи. Подсознание является значительно более осведомленным, чем сознание. Идея постижения бесконечно сложного мира с помощью сознательного разума, который может охватить лишь около семи единиц информации в данный момент времени, является очевидно не столь результативной, как хотелось бы.

Понятия сознательного и неосознаваемого являются центральными для рассматриваемой модели того, как мы учимся. В НЛП нечто считается сознательным, если это в настоящий момент осознается, как, например, это предложение прямо сейчас. Неосознанным считается то, что в настоящий момент не осознается. Окружающие звуки, которые Вы можете слышать, были, вероятно, неосознанными до тех пор, пока Вы не прочитали это предложение. Воспо­минание о том, как Вы в первый раз увидели снег, почти наверняка находится Вне вашего сознания. Если вы помогали ребенку учиться кататься на велосипеде, то поймете, насколько неосознанным стало это умение в вас самих. Мы живем в культуре, которая поддерживает убеждение о том, что большую часть того, что делается нами происходит сознательно. И тем не менее, значительная часть нашей дея­тельности, выполняемая нами наилучшим образом, осуществляется неосознанно.

Существует традиционная точка зрения о том, что обучение любому навыку содержит в себе четыре стадии. Первая - неосознанное незнание. Вы не только не знаете, как сделать что-то, но также не знаете, что Вы этого не знаете. Если Вы никогда не управляли машиной, то понятия не имеете о том, на что это похоже. Если Вы начали учиться водить машину, то обнаруживаете свои ограничения. Выполняя задания инструктора, Вы сознательно следите за всеми рычагами, рулем, координируете нажатие на педаль сцепления и слежение за дорогой- Это захватывает все Ваше внимание. Вы еще некомпетентны и придерживаетесь улиц с неоживленным движением. Это стадия осознанного незнания (некомпетентности). Вы неправильно включаете передачу, виляете из стороны в сторону и наводите ужас на водителей и прохожих. И хотя эта стадия является беспокойной (в особенности для водителей других машин), именно тогда усваивается большая часть необходимых знаний и навыков.

Процесс обучения приводит Вас на стадию осознанного знания (компетентности). Вы можете управлять машиной, однако концентрируете на этом все свое внимание. Вы освоили умение, но еще не овладели мастерством.

Целью Ваших усилий при обучении, является неосознанное знание, при котором отдельные навыки, усвоенные Ba­ми, плавно сливаются в одно целое. Теперь во время вождения Вы можете слушать радио, наслаждаться пейзажем, и поддерживать беседу. Ваше сознание определило цель и предоставило возможность подсознанию выполнять поставленную задачу, освободив внимание для других целей. Если Вы будете практиковать что-то достаточно долго, то достигнете этой четвертой стадии, то есть сформируете привычку. В этот момент умение становится неосознаваемым. Однако некоторые привычки могут оказаться не самыми эффективными для решения новой задачи. Наши фильтры могут не пропустить какую-нибудь важную часть информации, которая окажется существенной для включения необходимой привычки при выполнении новой задачи.

Если Вы уже обладаете каким-либо навыком и хотите его усовершенствовать, то вернетесь назад по стадиям научения к осознанному незнанию. Вам необходимо будет разучиться, прежде чем научиться заново. Единственная причина поступать таким образом заключается в том, что ­бы встроить в ваше поведение новые привычки, расширяющие возможности выбора того способа поведения, который окажется наиболее эффективным при решении данной конкретной задачи.

То же самое происходит при обучении НЛП. У нас уже есть умения общаться и учиться. НЛП предлагает тренировать Ваши умения и дает Вам больше выборов и больше гибкости в их использовании.

Четыре стадии обучения:

1. Неосознанное незнание

2. Осознанное незнание

3. Осознанное знание

4. Неосознанное знание

Процесс забывания - это переход от п. 4 к п. 2. Процесс переучивания - это переход от п. 2 обратно к п. 4, но уже с большим количеством выборов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Начнем с результатов. Чем более точно и позитивно Вы определите цель, тем с большей вероятностью получите то, чего добивались. Благоприятные возможности существуют только тогда, когда в них узнают благоприятные возможности. Помните?

-2

- Вы не будете столь любезны сказать мне, какой дорогой мне следует выйти отсюда?

- Это в значительной мере зависит от того, куда вы хотите прийти, - ответил кот.

- Мне безразлично, куда, - сказала Алиса.

- Тогда нет разницы, какой дорогой ты пойдешь, - сказал кот" . (Л. Кэрол "Алиса в стране чудес")

Чтобы прожить свою жизнь так, как Вам хочется, следует знать, чего Вы хотите. Быть эффективным в этом мире " означает добиваться тех результатов, которые Вы выбираете. Первый шаг, таким образом, состоит в том, чтобы выбрать. Если Вы не сделаете этого, то найдется масса людей , желающих сделать это за Вас.

Как Вы распознаете результат, которого хотите добиться. Вы это придумываете. Мы приведем несколько правил, как это делать и тем самым даем отличный шанс достичь успеха. Говоря языком НЛП, Вы выбираете хорошо сформированный результат. Он формируется в соответствии со следующими критериями:

Во-первых, он должен быть сформулирован позитивно.

Легче двигаться по направлению к тому, чего Вы хотите, чем уходить прочь от того, что вам не нравится. Однако Вы не в состоянии двигаться по направлению к чему-то, если Вы не знаете, что это такое.

На мгновение подумайте о кошке. Теперь прекратите думать о кошке, пока не дочитаете до конца эту страницу. Не позволяйте кошке проникать в Ваш разум в течение следующей минуты. Вы уже не думаете кошке? Сейчас подумайте о том, что Вы будете делать завтра... Чтобы убежать от этой назойливой кошки, Вам следует подумать о чем-то другом, позитивном.

Этот трюк подчеркивает, что мозг может понять негатив, лишь заменив его позитивом. Чтобы избежать чего-то, Вам необходимо знать, что представляет собой то, чего Вы сторонитесь, и удерживать свое внимание на нем. Например, при вождении автомобиля следует держать объект в поле зрения, чтобы избежать столкновения с ним. Чему бы Вы ни сопротивлялись, это становится назойливым. Почему так трудно прекратить курить? Потому, что Вы вынуждены постоянно думать о курении, чтобы отказаться от этой вредной привычки.

Во-вторых, Вы должны играть активную роль. Результат должен в разумных пределах находиться под Вашим контролем. В случае если результаты изначально зависят от того, что другие люди предпримут какие-то действия, они не являются хорошо сформированными. Если люди реагируют не так, как Вам хотелось бы, Вы терпите неудачу. Сосредоточьтесь на том, что Вам необходимо сделать, чтобы вызвать эти реакции. Так, например, вместо того, чтобы ждать, когда у Вас появятся друзья, подумайте лучше о том, как подружиться с кем-нибудь.

Представьте себе свой результат настолько подробно, насколько возможно. Что Вы видите, слышите и ощущаете" Вообразите его и опишите его себе, письменно ответив на вопросы: кто, что, где, когда и как. Чем более полным является представление о том, чего Вы хотите, тем лучше мозг может проанализировать его и заметить возможности для достижения результата. В каком контексте вы хотите его получить? Существуют ли контексты, в которых Вы его не хотите получать?

Как Вы узнаете, что достигли своего результата? Каковы сенсорно обоснованные подтверждения, которые дадут Вам понять, что Вы уже получили то, чего хотели? Что Вы увидите, услышите и почувствуете, когда достигнете его? Неко­торые результаты настолько неопределенны, что на их достижение ушло бы несколько жизней. Поэтому необходимо установить временные ограничения на то, когда Вы желаете получить свой результат.

Есть ли у Вас ресурсы для того, чтобы инициировать и поддерживать результат? В чем Вы нуждаетесь? Может быть, они у Вас уже имеются? Если нет, то как Вы собираетесь их получить? Это момент, который должен быть тщательно изучен. Ресурсы могут быть внутренними (особые умения, или позитивные состояния разума) или внешними. Если Вы нуждаетесь во внешних ресурсах, возможно, появится необходимость поставить вспомогатель­ный результат, чтобы получить их.

Результат должен иметь реальные размеры. Он может быть слишком большим, и тогда его следует разбить на несколько более мелких, легко достижимых. Например, Вы можете поставить перед собой цель - стать лучшим игроком в теннис. Это, очевидно, не произойдет на следующей неде­ле, слишком смутный и отдаленный по времени результат. Его следует разбить на меньшие элементы, при этом спросите себя: “Что препятствует мне в достижении цели?” Вопрос высветит несколько очевидных проблем. Например, у Нас нет хорошей теннисной ракетки, или необходимо, что- бы Вас тренировал профессиональный тренер. Затем прекратите эти проблемы в цели, спросив себя: “Что я хочу вместо этого?” Мне необходимо купить хорошую ракетку и найти тренера. Проблема - это просто результат, который неправильно сформулирован.

Возможно, поставив перед собой большие цели, Вам придется несколько раз пройти через процесс "формулирования” пока не придете к тому, что первый шаг примет разумные размеры и окажется достижимым. "Путешествие в тысячу километров начинается с первого шага.” (Лао-цзы)

С другой стороны, результат может показаться слишком мелким и тривиальным, чтобы мотивировать вас. Например я могу поставить перед собой цель - навести порядок в рабочем кабинете - незначительную и малопривлекательную задачу. Чтобы придать ей некоторое количество энергии, мне необходимо придумать, как это связано с более широким, более важным, более мотивированным результатом.

Спросите себя: “Если я получу этот результат, что он даст мне?” В данном примере подобный вопрос может быть шагом, необходимым для того, чтобы подготовить рабочее пространство к работе над чем-то другим, значительно более интересным. Соединив два суждения, я могу взяться за незначительную задачу с энергией, исходящей из более широкого результата.

Заключительная рамка вокруг выбора результатов - эко­логическая. Нет такого человека, который бы жил изолиро­ванно от других людей, мы все являемся частью более широкой системы: семьи, работы, круга друзей и общества в целом. Вам следует рассмотреть последствия достижения своих результатов в контексте этих более широких взаимо­отношений. Возникнут ли нежелательные побочные эффекты? От чего придется отказаться или с чем новым придется смириться, чтобы достичь своего результата? Убедитесь также, что Ваш результат находится в полной гармонии с Вами, как с цельной личностью. Результаты - это не то, что Вам нужно получить в ущерб другим. Наиболее значитель­ные и удовлетворяющие результаты достигаются путем переговоров и сотрудничества, чтобы установить такой разделяемый всеми результат, в котором каждый оказывается победителем. Это автоматически разрешает проблему с экологическим исходом.

Подобные исходы могут вынудить Вас пересмотреть свои результаты или перейти к другому, тому, который служит Вашему же намерению, но без нежелательных побочных явлений. Классическим примером выбора неэколо­гичного результата были действия царя Мидаса, который хотел того, чтобы все, чего он касался, превращалось в золото. Очень скоро обнаружилось, что он столкнулся с серьезными трудностями.

Результаты. Резюме.

Вы можете запомнить следующее правило, с помощью которого можно добиться хорошо сформулированного результата. Возьмите мнемоническое слово “ПАКПРРЭ”. Буквы его являются первыми буквами в названии каждого следующего шага в определении хорошо сформированного результата.

Позитивная формулировка.

Подумайте о том, чего Вы хотите, а не о том, чего не хотите. Спросите: “Что я хотел бы иметь?” “Чего я в действи­тельности хочу?”

Активная позиция. (Ответственность)

Подумайте о том, что Вы будете активно делать, спросите: “Что я буду делать, чтобы достичь своего результата?” 'Как я могу начать и поддерживать процесс достижения результата?”

Конкретность.

Представьте себе результат настолько конкретно, насколько можете. Спросите: “Кто, где, когда, что и как - конкретно?”

Подтверждение.

Подумайте о сенсорно обоснованном подтверждении, которое даст Вам понять, что Вы уже получили то, чего хотели.

Спросите: “Что я увижу, услышу и почувствую, когда буду иметь это? Как я узнаю, что оно уже есть у меня?”

Шаг вверх

Ели я получу этот результат, что он даст мне?

Результат

Шаг вниз. Что мне мешает?

Мелкий результат

Ресурсы.

Если ли у Вас подходящие ресурсы и выборы, необходимые для того, чтобы получить результат? Спросите: “В каких ресурсах я нуждаюсь, чтобы получить свой результат?”

Размеры.

Имеет ли результат подходящие размеры? Если он слишком велик, спросите: “Что мешает мне его получить?” - и разбейте конечный результат на более мелкие. Сделайте их достаточно ясными и достижимыми.

Если же он слишком мал для того, чтобы быть мотивирующим, спросите: “Если я получу этот результат, что это мне даст?”

Двигайтесь вверх до тех пор, пока Вы не найдете связь с таким результатом, который будет достаточно большим и мотивирующим.

Экологическая рамка.

Проверьте последствия, которые возникнут в Вашей

жизни и взаимотношениях в том случае, если получите свой результат.

Спросите; “Кого еще затронет этот результат?” “Что случится, если я его получу?” “Если бы я получил его немедленно, смог ли бы я им воспользоваться?”

Будьте внимательны к своему ощущению сомнения, которые начинаются со слов: “Да, но...”

Какие соображения это чувство сомнения представляет? Как Вы можете изменить свой результат, чтобы принять в расчет эти соображения?

Теперь прогоните модифицированный результат через “ПАКПРРЭ” - мнемонический процесс, позволяющий проверить, является ли он хорошо сформированным.

Последний шаг - начинайте действовать, сделайте первое движение, первый шаг.

Если результат хорошо сформирован, то он является до­стижимым, мотивирующим и обязывающим.