Эта картина завершает наш обзор первого грандиозного цикла абстрактных работ, описанного в предыдущей статье: "Кандинский - художник, совершивший революцию в мировом искусстве".
Параллельно с созданием беспредметной живописи Кандинский пишет книгу “О духовном в искусстве”. Это манифест художника, в котором он формулирует принципы своего творчества и объясняет их зрителю. Кандинский считал, что #современная живопись передает только оболочку вещей, что это просто копирование того, что есть в природе. Вспомним импрессионистов: их #картины - это видимый мир, воспринятый человеческим глазом, отпечатавшийся на сетчатке и с необычайной чуткостью перенесенный мастером на холст. При написании абстракции ничего на сетчатке у художника не отпечатывается.
Куда смотрит живописец?
“В душу”, - мог бы ответить Кандинский. Он утверждал, что из глубин души художника исходит импульс, и то, что остается на холсте, это след его внутреннего переживания. Это след человеческой духовности. Кандинский предлагает назвать то искусство, которое он изобрел и начал создавать, искусством внутренней необходимости.
Василий Васильевич придавал большое значение тому, чтобы картина воздействовала так же как музыка.
Кандинский был одним из страстных сторонников объединения и синтеза искусств.
"Цвет - это клавиша, глаз - молоточек, душа - многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством той или иной клавиши целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу”.
Эта тема его необычайно занимала. Идея синтетического произведения искусства привлекала очень многие творческие умы. Когда Скрябин создавал и обдумывал цветомузыку, он тоже был охвачен именно этими идеями соединения всего семейства искусств.
Картины, о которых мы говорили выше - это картины, написанные до Первой Мировой войны. Война разметала по Европе мюнхенских художников. Два самых ближайших друга и единомышленника - Франц Марк и Август Макк погибли. Не стало и “Синего всадника”, тем более, что Кандинского выдворили из Германии, как русского. Он считался врагом.
Василий Васильевич возвращается в Россию, где начинается новый период его деятельности.
Октябрьскую революцию живописец застал в Москве. Ему казалось, что его революционность в искусстве и революционность Ленина в политике и экономике как-то перекликаются, что они как-то связаны. Он искренне пытался вписаться в послереволюционный художественный процесс, и эти усилия привели его к общественной деятельности. Луначарский привлекает его к самым ответственным должностям в руководстве изобразительной культуры. Он возглавляет Российскую Академию художественных наук, участвует в создании Музея живописной культуры, преподает в Высших художествено-технических мастерских.
Но конструктивисты отвергают идеи Кандинского. Вспоминается уничижительная оценка его работ, когда критик Н. Пунин назвал его “плохим ремесленником”, “совершенно посредственным художником”.
При всём энтузиазме, с которым Кандинский поначалу участвовал в строительстве советской художественной жизни, он с его эстетическими принципами не вписывался в новую действительность. В декабре 1921 года художник уехал в Берлин в командировку и больше никогда в Россию не возвращался. Вскоре произведения Кандинского стали изымать из музеев, и последующие 70 лет его работы в #СССР не выставлялись.
В 20-х годах стиль Кандинского в очередной раз меняется. #Живопись становится более четкой и геометрической, а композиция взвешенной.
Сам же #художник находит гармонию в Баухаузе - высшей школе строительства и художественного конструирования. Он становится профессором новой и удивительной школы. В педагогической работе Кандинский опирается на собственные теоретические разработки, сделанные в Москве. Это вылилось впоследствии в написание ещё одной книги “Точка и линия на плоскости”, опубликованной в 1926 году. Она делает его крупным теоретиком в фундаментальных законах расположения элементов живописи и графики на плоскости.
При этом надо отметить, что в рассуждениях Василия Васильевича сталкиваются два начала. С одной стороны, его проповедь, в сущности невыразимая в понятиях, о том, что художник своей живописью вызывает душевные вибрации зрителя с помощью цвета, движения пятен, динамики композиции. С другой стороны, в Кандинском живет аналитик, интеллектуал, юрист, который хочет разложить всё по полочкам. Поэтому в его исследованиях появляется попытка создать алфавит или словарь живописи, он пытается всё объяснить рационально.
"Точка в нашем представлении является теснейшей и единственной в своем роде связью молчания и речи. Линия - противоположность точки. Линия - это след перемещающейся точки. Она возникла из движения, а именно вследствие уничтожения высшего замкнутого в себе покоя точки. Три основные плоскости: треугольник, квадрат, круг являются результатом планомерно перемещающейся точки. То, что могло бы считаться точкой на совершенно пустом фоне становится плоскостью, если рядом с ней появляется очень тонкая линия. Но достаточно ли одной точки для произведения искусства?”
Он систематизирует свой опыт и открывает ученикам дверь в мир абстрактной живописи. Впереди у Кандинского было еще много событий, но его новая теория начинает жить своей отдельной жизнью, как и его творчество.
Спасибо за прочтение, надеюсь, Вам понравилось.
Буду рада Вашему лайку. Не забудьте подписаться, чтобы встретиться в следующей статье.
Пока пока.