Найти тему

Куда смотрит живописец при написании абстракции? Ответ художника Василия Кандинского

"Композиция IV" В. В. Кандинский 1911 год (Яндекс.Картинки)
"Композиция IV" В. В. Кандинский 1911 год (Яндекс.Картинки)

Эта картина завершает наш обзор первого грандиозного цикла абстрактных работ, описанного в предыдущей статье: "Кандинский - художник, совершивший революцию в мировом искусстве".

Параллельно с созданием беспредметной живописи Кандинский пишет книгу “О духовном в искусстве”. Это манифест художника, в котором он формулирует принципы своего творчества и объясняет их зрителю. Кандинский считал, что #современная живопись передает только оболочку вещей, что это просто копирование того, что есть в природе. Вспомним импрессионистов: их #картины - это видимый мир, воспринятый человеческим глазом, отпечатавшийся на сетчатке и с необычайной чуткостью перенесенный мастером на холст. При написании абстракции ничего на сетчатке у художника не отпечатывается.

Куда смотрит живописец?

“В душу”, - мог бы ответить Кандинский. Он утверждал, что из глубин души художника исходит импульс, и то, что остается на холсте, это след его внутреннего переживания. Это след человеческой духовности. Кандинский предлагает назвать то искусство, которое он изобрел и начал создавать, искусством внутренней необходимости.

Василий Васильевич придавал большое значение тому, чтобы картина воздействовала так же как музыка.

"Фуга" В.В. Кандинский 1914 год (Яндекс.Картинки). В свой книге он пишет: “Понятие слушания красок настолько точно, что не найдется, пожалуй, человека, который попытался бы передать впечатление от ярко-желтого цвета на басовых клавишах фортепиано”. Василий Кандинский
"Фуга" В.В. Кандинский 1914 год (Яндекс.Картинки). В свой книге он пишет: “Понятие слушания красок настолько точно, что не найдется, пожалуй, человека, который попытался бы передать впечатление от ярко-желтого цвета на басовых клавишах фортепиано”. Василий Кандинский

Кандинский был одним из страстных сторонников объединения и синтеза искусств.

"Цвет - это клавиша, глаз - молоточек, душа - многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством той или иной клавиши целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу”.

Эта тема его необычайно занимала. Идея синтетического произведения искусства привлекала очень многие творческие умы. Когда Скрябин создавал и обдумывал цветомузыку, он тоже был охвачен именно этими идеями соединения всего семейства искусств.

Картины, о которых мы говорили выше - это картины, написанные до Первой Мировой войны. Война разметала по Европе мюнхенских художников. Два самых ближайших друга и единомышленника - Франц Марк и Август Макк погибли. Не стало и “Синего всадника”, тем более, что Кандинского выдворили из Германии, как русского. Он считался врагом.

Василий Васильевич возвращается в Россию, где начинается новый период его деятельности.

Октябрьскую революцию живописец застал в Москве. Ему казалось, что его революционность в искусстве и революционность Ленина в политике и экономике как-то перекликаются, что они как-то связаны. Он искренне пытался вписаться в послереволюционный художественный процесс, и эти усилия привели его к общественной деятельности. Луначарский привлекает его к самым ответственным должностям в руководстве изобразительной культуры. Он возглавляет Российскую Академию художественных наук, участвует в создании Музея живописной культуры, преподает в Высших художествено-технических мастерских.

Но конструктивисты отвергают идеи Кандинского. Вспоминается уничижительная оценка его работ, когда критик Н. Пунин назвал его “плохим ремесленником”, “совершенно посредственным художником”.

"Синий гребень" В. В. Кандинский 1917 год (Яндекс.Картинки)
"Синий гребень" В. В. Кандинский 1917 год (Яндекс.Картинки)

При всём энтузиазме, с которым Кандинский поначалу участвовал в строительстве советской художественной жизни, он с его эстетическими принципами не вписывался в новую действительность. В декабре 1921 года художник уехал в Берлин в командировку и больше никогда в Россию не возвращался. Вскоре произведения Кандинского стали изымать из музеев, и последующие 70 лет его работы в #СССР не выставлялись.

В 20-х годах стиль Кандинского в очередной раз меняется. #Живопись становится более четкой и геометрической, а композиция взвешенной.

"Композиция VIII" В. В. Кандинский 1923 год (Яндекс.Картинки)
"Композиция VIII" В. В. Кандинский 1923 год (Яндекс.Картинки)

Сам же #художник находит гармонию в Баухаузе - высшей школе строительства и художественного конструирования. Он становится профессором новой и удивительной школы. В педагогической работе Кандинский опирается на собственные теоретические разработки, сделанные в Москве. Это вылилось впоследствии в написание ещё одной книги “Точка и линия на плоскости”, опубликованной в 1926 году. Она делает его крупным теоретиком в фундаментальных законах расположения элементов живописи и графики на плоскости.

"Тридцать" В.В. Кандинский 1937 год (Яндекс.Картинки)
"Тридцать" В.В. Кандинский 1937 год (Яндекс.Картинки)

При этом надо отметить, что в рассуждениях Василия Васильевича сталкиваются два начала. С одной стороны, его проповедь, в сущности невыразимая в понятиях, о том, что художник своей живописью вызывает душевные вибрации зрителя с помощью цвета, движения пятен, динамики композиции. С другой стороны, в Кандинском живет аналитик, интеллектуал, юрист, который хочет разложить всё по полочкам. Поэтому в его исследованиях появляется попытка создать алфавит или словарь живописи, он пытается всё объяснить рационально.

"Точка в нашем представлении является теснейшей и единственной в своем роде связью молчания и речи. Линия - противоположность точки. Линия - это след перемещающейся точки. Она возникла из движения, а именно вследствие уничтожения высшего замкнутого в себе покоя точки. Три основные плоскости: треугольник, квадрат, круг являются результатом планомерно перемещающейся точки. То, что могло бы считаться точкой на совершенно пустом фоне становится плоскостью, если рядом с ней появляется очень тонкая линия. Но достаточно ли одной точки для произведения искусства?”

Он систематизирует свой опыт и открывает ученикам дверь в мир абстрактной живописи. Впереди у Кандинского было еще много событий, но его новая теория начинает жить своей отдельной жизнью, как и его творчество.

Спасибо за прочтение, надеюсь, Вам понравилось.

Буду рада Вашему лайку. Не забудьте подписаться, чтобы встретиться в следующей статье.

Пока пока.