Узбекский «автогигант» UzAuto Motors опубликовал статью, в котором попытался показать динамику снижения цен на автомобили собственного производства. Далее представляем содержание этой публикации.
В июле 2018 года новое руководство «Узавтосаноат» заявило о поступательном снижении как себестоимости, так и розничных цен на автомобили Chevrolet. На прошлой неделе сразу несколько источников одновременно заявили о том, что это обещание так и не было исполнено, хотя цифры уверенно говорят об обратном.
«UzAuto Motors зачастую критикуют за те преференции, которыми компания пользовалась на протяжении более чем двадцати лет. Не будем сейчас останавливаться на том, было это оправдано или нет для становления отечественного автопрома в прежних экономических условиях. Факт остается фактом: новый менеджмент отрасли и завода летом 2018 года взял курс на отказ от льгот с параллельным повышением эффективности производства и сохранением социальных обязательств.
Надо сказать, что эта непростая задача, состоящая из практически взаимоисключающих целей, пока решается успешно даже в условиях пандемии COVID-19. UzAuto Motors вошел в топ-10 крупнейших налогоплательщиков Узбекистана, вместо двухтриллионных убытков 2016-2017 годов отчитался о почти 3 триллионах прибыли по итогам 2019 года, создав при этом около 2000 новых рабочих мест. При этом одним из главных достижений наша компания все же считает снижение себестоимости и, как следствие – снижение розничных цен на свою продукцию, причем по ряду моделей этот процент выражается двузначными числами.
Однако многие упускают из виду две принципиально важные вещи.
Первое: UzAuto Motors производит автомобили Chevrolet от General Motors. Это определенно имеет множество плюсов, однако означает и то, что завод существует не в вакууме, и по ряду комплектующих критически зависит от импорта, что в общем-то нормально в условиях глобальной экономики. Триста тысяч производимых нами автомобилей – совсем не тот объем, который сделал бы целесообразным 100% локализации – куда дешевле в ряде случаев импортировать некоторые детали. Импорт, в свою очередь, усиливает роль курса доллара в нашем ценообразовании.
Вторым принципиальным моментом является уже упомянутый отказ от имевшихся ранее льгот, одной из которых являлось освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость. С конца прошлого года UzAuto Motors стал плательщиком НДС, что нашло отражение в мартовской корректировке цен. Нелогично одновременно ругать завод и за имеющиеся у него льготы, и за отказ от них. Очевидно, что отмена льготы по НДС не могла не сказаться на конечной цене автомобилей при ставке налога 15% – ведь именно так и работают рыночные механизмы.
Итак, чтобы понять, насколько точно исполнился прогноз «UzAuto Motors» о снижении стоимости автомобилей Chevrolet, нужно, прежде всего, сравнивать их без учета НДС, чтобы показатели были сопоставимыми. А во-вторых, для объективного понимания все цены лучше привести к долларовому эквиваленту. Впрочем, для большинства граждан Узбекистана, привыкших в уме пересчитывать сумовые цены автомобилей на доллары, это вполне понятное действие. Проделав эти вычисления, получаем реальное снижение от 7% до 23% в зависимости от модели, что за два года является очень впечатляющим результатом».