Найти в Дзене
Мы ищем таланты!

Должен ли сотрудник сообщать руководителю о том, что он ищет другое место работы?

Автор: Jack Moreh
Автор: Jack Moreh

Должен ли сотрудник сообщать руководителю о том, что он ищет другое место работы? Или как уволиться правильно без последствий?

Как-то видела один пост в группе, и участники очень активно и горячо обсуждали тему того, должен ли сотрудник говорить и о том, что он планирует уволиться и уже ищет другую работу.

Мнения очень сильно разделились. Хочу поделиться практикой.

Одна из крупных консалтинговых компаний в сфере подбора персонала обучает тому, чтобы не брать сотрудников на работу, которые не сообщили работодателю о том, что они увольняются. Я могу согласиться, но я бы, наверное, все-таки не была так категорична.

Могут быть разные причины, о которых сотрудник может и не говорить, так как это может показаться странным или не понятным для нового работодателя.

Я, например, знаю компанию в Ярославле, в которой владелец очень грубо, а чаще всего и матом мог разговаривать с сотрудниками. Вот такие словечки употреблял, что даже слышать стыдно.

А вот при общении с другими людьми, заказчиками просто «душка», никогда бы не сказала, что такие вещи может сказать, а ведь говорит сотрудникам…

Я бы, наверное, не поверила, так как он со мной разговаривал очень вежливо и вызывал впечатление образованного и культурного человека, но сотрудница, которая там работала поделилась со мной с внутренней жизнью в этой компании. Моя знакомая такой человек, который приукрашать или обманывать не будет. Да и сам владелец как-то при разговоре мне похвастался, да похвастался, как он выкинул на улицу зимой без верхней одежды одного из сотрудников, который уснул в кочегарке. Все можно понять, но человечность где!? Все мы люди и по-разному можно поступить в этой ситуации.

Моя знакомая начала искать работу. Она и сама там работала около 2-х месяцев и когда начала работать сразу настоящего поведения руководителя не было видно. А вот в процессе был сюрприз.

Она мама 8 летнего сына и воспитывает его одна, на кого-то еще рассчитывать ей не приходится, в Ярославле не так много работы с тем уровнем, который ей необходим и с той квалификации, которая у нее есть. Выбирать и искать, конечно, нужно. Как ей поступить в такой ситуации? Сообщать руководителю о том, что она ищет работу и тут же получить плохие отзывы о ней как о сотруднице (а судя по поступкам владельца именно такие они и будут) или увольняться и искать работу, но у нее есть страх, что она может ничего не найти быстро и в итоге просто остаться на улице с ребенком.

А еще бывают ситуации, когда руководитель при устройстве обещал одно, но свои обещания не сдерживает. Иногда я вижу, что сотрудникам стыдно признаться, что они так ошиблись в работодателе.

И еще один пример, который я привожу руководителям.

Я спрашиваю у них, сколько времени им будет возможным жить без того, чтобы нигде не работать. На какой промежуток времени хватит им подушки безопасности, чтобы ничем не заниматься. Полгода, год, два года?

А теперь посчитайте какая подушка безопасности может быть у сотрудника с его зарплатой, например в 60 000 руб. И при этом у него может быть съемная квартира на 30 000 руб или ипотека, на еще большую сумму, конечно. А если в семье еще и дети? А если увольняясь с работы ему не заплатил руководитель, вот бывают такие ситуации, просто взял и не заплатил. Или заплатил, но только белую часть. Обиделся или что там у него пере щёлкнуло в голове. Что тогда?

Photo by Matthew Henry from Burst
Photo by Matthew Henry from Burst

Думаю, что каждый случай и каждого сотрудника нужно разбирать отдельно, у всех свои ситуации. И чисто человеческий страх остаться без денег и средств к существованию есть у многих. Иногда просто идешь на поводу этого страха и ничего сделать не можешь.

У меня было несколько случаев на практике, когда кандидат отказывался от вакансии и новой работы, так как поговорил с руководителем на прошлом месте работы перед тем, как уволиться и они приходили к компромиссу. Или поднимали зарплату или условия меняли и т.п. И они оставались работать в компании. А не походили разговаривать по поводу повышения зарплаты или изменения условия труда все из-за того же страха, что им не одобрят, их не поймут. И это чаще всего мне, кажется, бывает из-за того, что владельцы и руководители не общаются со своими сотрудниками. Не выясняют, что же там у них в жизни происходит и нужна ли им какая-то помощь, нет какой-то корпоративной культуры и правил.

Так у меня слетело минимум 5 человек за мою практику. Просто сели и поговорили с владельцами.

Как они там дальше работали и вообще дальше взаимоотношения сложились не знаю, так как мне бы было не комфортно работать уже с таким сотрудником, который «пытался перебежать», но каждый случай я думаю индивидуален.

Брать или не брать сотрудника на новое место, если он еще работает на предыдущем месте работы?!. Я с этой теорией в какой-то степени согласна и мне самой никогда не получалось так поступать, чтобы я искала и потом уходила, часто было ушла и сразу нашла новую работу или меня пригласили в компанию.

Поэтому такой подход нужно и перекладывать на российский рынок. В Америке, например сотрудники по долгу работают в компаниях и у них нет такого как у нас, чтобы по году работать и потом менять места работы. Так же есть поддержка государства в том, что, если ты останешься без работы, на которую какое-то время ты можешь прожить. И менталитет другой. Там не было такого количества раз «переворотов» в государстве, что сначала одно, потом другое и этот страх он все еще есть в умах людей и ни куда он не делся, просто передается из поколения в поколение, а воспитание то все равно у всех практически одинаковое.

Рассматривать или не рассматривать сотрудника, который еще работает выбор за вами, но тут наверное все таки: «поступайте с другими так, как хотели бы чтобы поступали с вами» и если у вас в компании прописаны правила увольнений и того, как можно о чем-то договориться с руководителем и что вы точно можете вступить в диалог, то любому сотруднику будет понятны эти правила и если он от них отступает, то да, это больше уже похоже на неэтичность и не честность. И тогда вы можете поступать с ним, как велит вам ваша этика.

Сотрудники, когда приходят в компанию и знакомятся с правилами, соглашаются работать по ним, если отступают, то рассматривать их как «нарушителя», а когда правила не прописаны, то «все думают, что можно поступать так, как поступают другие».

Да и при таких известных правилах игры в компании меньше вероятности того, что вы попадете в такую ситуацию, что сотрудник покинет вас не честно или неожиданно.

Татьяна Калинина
Коуч, HR business partner
Подбор, оценка персонала
Построение HR отдела
Связаться со мной