В 2018 году вышла в свет книга «Команда А: путь к цели», в которой Алтынбаев Рафгат Закиевич рассказывает о том, как и чем жил город, пока он был мэром Набережных Челнов.
На 110 странице бывший мэр говорит, что никакого особого разгула преступности в нашем городе в 1990-е он не знает.
Почему Рафгат Закиевич ничего не помнит о преступности в нашем городе? Неужели в нашем городе, действительно, в то время не было преступности? Предлагаю вам посмотреть только маленькую толику документов, опровергающих Алтынбаева Р.З. Уже во второй половине 1980-х годов криминогенная ситуация в городе становилась всё напряжённей. В докладе начальника УВД Шипилова Н., сделанного на заседании исполкома горсовета в июле 1989 года говорилось о том, что общая преступность в Набережных Челнах за 1 полугодие 1989 года выросла на 51%, а по линии уголовного розыска – на 72% (!) В докладе отмечалось, что участились квартирные кражи и кражи государственного имущества, участились грабежи и разбойные нападения, почти в 2 (!) раза выросла преступность среди несовершеннолетних.
Внизу отрывок из статьи, опубликованной в газете «Рабочий КАМАЗа» от 19 мая 1988 года, рассказывающий о драках подростков в Набережных Челнах.
Летом 1989 года начальник УВД нашего города сетовал на слабую техническую оснащённость милиции, нехватку бензина для служебных автомашин, и нехватку свыше 100 сотрудников сержантского и рядового состава. Многие помнят, что вторая половина 1980-х – это время расцвета всевозможных кооперативов. И там, где появлялись кооперативы всегда расцветал рэкет. Действия челнинских рэкетиров заставили сотрудников милиции пойти на встречные меры. Уже в начале 1989 года в Набережночелнинском УВД была создана группа по борьбе с организованной преступностью. Цель группы звучала так «предотвращать и выявлять преступные формирования, их структуру, способы связи и передвижения». В городе в то время появилось огромное количество оружия: пистолеты ТТ, гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Более того, на КАМАЗе находились умельцы, которые делали стреляющее оружие. По крайне мере, об этом факте писалось в газетах того времени...
Также известно, что за 9 месяцев 1989 года только на КАМАЗе было зарегистрировано 265 преступлений против 167 в 1988 году. Среди них 76 краж компьютеров, запасных частей, инструмента, 40 угонов автотранспорта, 3 грабежа, 2 изнасилования. Часты были случаи воровства из раздевалок, размещенных в административно-бытовых корпусах. Примечательно, что неблагополучная обстановка была почти во всех крупных подразделениях КАМАЗа.
Известно, что в марте 1989 года Бех Николай Иванович направлял Министру внутренних дел СССР Бакатину В.В. ходатайство о создании отдела милиции на КАМАЗе, а небольшое отделение из 15 человек уже действовало в производственном объединении, охраняя социалистическую собственность автогиганта.
Внизу статья из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 28 августа 1990 года.
Грузовики угоняли, водителей, которые отправлялись в дальние рейсы, убивали. Об одном таком убийстве говорится в приказе Беха Николая Ивановича - генерального директора КАМАЗа от 19 июля 1991 года.
Сложная ситуация была и с хищениями на КАМАЗе. Она потребовала от руководства КАМАЗа не только создать отдел милиции на КАМАЗе, но и реорганизовать фирму «КАМАЗ-режим-охрана». Все 1990-е на КАМАЗе шла постоянная борьба с хищениями: ограничивали работу КПП в период с 17-00 часов до 7-00 часов, устанавливали совместное дежурство стрелков охраны и сотрудников отдела милиции на КАМАЗе, вводили особые пропускные режимы… Но про то, как была организована охрана на КАМАЗе в 1990-е годы, расскажу позднее.
Вернёмся к заявленной теме. Внизу в материале газеты «Рабочий КАМАЗа» от 16 января 1991 года обратите внимание слова Малыхина Б.И. – заместителя начальника УВД об обострении криминогенной обстановки в городе.
Все 1990-е годы любая «уважающая» себя газета публиковала милицейские новости. Прочтите также заметку из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 17 января 1991 года.
Кто-то скажет, но ведь в это время Алтынбаев Р.З. ещё не был мэром. Правильно, Рафгата Закиевича избрали мэром в конце декабря 1991 года. Вот как об этом пишет газета «Рабочий КАМАЗа» от 9 января 1992 года.
Но преступность в период с 1991 по 1999 годы, пока Алтынбаев Рафгат Закиевич работал мэром города Набережные Челны, была очень и очень высока.
Внизу статья, в которой рассказывается об условиях, в которых приходилось работать водителям, которые перегоняли КАМАЗы. Статья была опубликована в газете «Вести КАМАЗа» от 12 апреля 1994 года.
И вот все эти вышеперечисленные факты, по мнению Алтынбаева Р.З., - не «разгул преступности»! А как же тогда вот этот документ, который был опубликован в газете «Вести КАМАЗа» от 11 февраля 1993 года? Это Решение Набережночелнинского городского Совета народных депутатов за подписью Алтынбаева Р.З. Обратите внимание! Рафгат Закиевич подписывает в 1993 году Решение, где чёрным по белому написано «преступность, согласно статистике управления внутренних дел, увеличилась в 3,1 раза».
Более того, известен такой факт, власти Татарстана всерьёз задумывались о разрешении гражданам РТ старше 21 года иметь огнестрельное орудие для самообороны. Об этом летом 1992 года наряду с резким ростом преступности в Татарстане было сказано в Обращении Президиума Казанского горсовета в Верховный Совет РТ.
Многочисленные источники говорят о том, что преступность в 1990-е в нашем городе была, да ещё какая! Одни «двадцатидевятники» чего стоят. А память у людей не притупилась, нет.
Зачем Алтынбаев Рафгат Закиевич вводит читателей своей книги «Команда А» в заблуждение? Не знаю.