Представим себе картину – вы разрабатываете и продаете все что угодно, ну например лампочки накаливания.
Вы их делаете дешевыми и конкурентоспособными и проблем с продажами у вас нет. Сегодня нет. Но конкуренты потихоньку начинают дышать вам в затылок. Вы недолго думаете и начинаете проект по улучшению упаковки. Еще один – по уменьшению стоимости сборки, и еще один по оптимизации логистики. Проекты выбраны по всем правилам ранжирования, дают высокое ROI и IRR. Прибыль подскакивает в 1, 5 раза, вы счастливы… И тут на рынок выходят новые энергосберегающие лампочки и вы оказываетесь не у дел!
Почему? Да потому что вы не правильно управляли своим портфелем проектов!
Итак, что же такое портфель проектов?
Это все проекты, которые ведутся сейчас в вашей организации, отделе или под вашим управлением. И этот портфель должен быть сбалансирован. Это значит что он должен отвечать стратегии и целям вашей организации. Более того на основании портфеля должно быть элементарно эту стратегию и цели воспроизвести.
Звучит абстрактно? На самом деле все просто.
Ваша организация – как живой организм, который чего-то хочет, ну например как обезьяна, которая стремится летать. И она изо всех сил пытается лапки превратить в крылья. Вот и первый проект в вашем портфеле. Но голод – не тетка, кушать то хочется, а значит нужно найти плодов побольше. Вот и второй проект у вас появился. А как же самочки, безопасность, общение… Вот и третий четвертый пятый проекты в вашем портфеле… Чего больше хочется: плодов или крыльев?
Крыльев! Значит ресурсы, направленные на крылатый проект – больше, и важность проекта тоже выше.
Итак, на пальцах все понятно. А в реальной жизни? Вернемся к первому примеру с лампочками.
У вас есть миссия: чтобы в каждое окно светилось теплом и уютом.
У вас есть цели:
В каждый дом по нашей лампочке
Сделать наши лампочки еще уютнее
Из целей выплывают задачи:
Четко представлять какой должна быть уютная лампочка. Вот и первая группа проектов – маркетинговые исследования.
А вот и вторая группа проектов.
Техническое исследование как сделать лампочки уютными.
Понять какие лампочки покупают сейчас и почему. Вот и 3 группа проектов – маркетинговые исследования рынка.
А вот и вторая группа проектов. Техническое исследование как сделать лампочки превосходящими конкурентов.
Мы ведь тратим свои деньги, а не чужие. А значит, всегда присутствуют проекты: удешевить производство удешевить доставку улучшить качество улучшить логистику (зачем нам миллион лампочек на складе) …
Разве мы фирма однодневка? Наши лампочки должны быть всегда! А значит нужно исследования: что будет завтра и как мы в этом завтра будем выглядеть?
Итак, мы насчитали 10ток проектов. Как обычно денег и сил хватит на 5-6 одновременно, не больше. Нужно выбирать что попадет в портфель и почему. И снова нам на помощь придут критерии и ранжирование но уже не отдельных проектов а портфеля. Ведь в сущности портфель проектов с высоты птичьего полета – всего лишь проект, но большой, а под микроскопом и самый маленький проект видится целым набором отдельных задач.
Какие же критерии используются для выбора портфеля проекта? Как правило следующие:
Портфель должен содержать проекты, направленные на стратегическое развитие (революционные проекты).
Портфель должен содержать проекты, направленные на тактическое развитие (эволюционные проекты)
Портфель должен содержать проекты, направленные на оптимизацию деятельности (оптимизационные проекты)
Портфель должен содержать проекты, направленные на смежные области деятельности (может мы можем сесть попой в другое кресло, а лучше в оба сразу)
Портфель должен содержать проекты, направленные на адаптацию и интеграцию в меняющийся мир (мы ведь не хотим вымереть как динозавры)
Портфель должен быть экономичным (ну где на всех найти ресурсов)
Портфель должен по возможности задействовать все выделенные ресурсы (пропадают ведь)
Портфель должен содержать проекты, дающие прибыль в краткосрочной перспективе (кушать то сегодня нужно)
Портфель должен содержать проекты, дающие прибыль в долгосрочной перспективе (и завтра кушать тоже нужно)
Портфель должен содержать проекты, направленные на достижение миссии организации
Важность каждого из критериев и их конкретное наполнение и определяет если не само уникальное лицо фирмы, то его трансформацию со временем.