Найти в Дзене
Как-то раз

Как живут осуждённые девочки в воспитательной колонии

Оглавление

Юлия Васильевна, директор школы томской воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных девушек, а таких всего две в России, поделилась тем, как устроена жизнь её подопечных.

РАСПОРЯДОК ДНЯ

— Помимо образовательной деятельности в школе, девушки обучаются в профессиональном училище, расположенном тут же, в колонии, где получают специальности, такие как швея, штукатур-маляр, работник зелёного хозяйства. Одна половина дня занята школой, вторая – получением профессии. Кроме того, между учёбами девушки работают и выполняют все хозяйственные дела для поддержания чистоты и порядка. Также они посещают разные кружки и секции, готовятся к олимпиадам и устраивают праздники.

— Всё как в обычной школе, только есть одно отличие – здесь очень жёсткий распорядок. Это режимное место, в котором каждая минута расписана. У девушек совершенно нет свободного времени.

ТИПИЧНЫЙ ПОРТРЕТ ОСУЖДЕННОЙ

— У всех жизненные ситуации разные. На самом деле эти девушки — не чудовища, внешне они ничем не отличаются от обыкновенных девчонок. Можно выделить два аспекта, связывающих этих девочек. Во-первых, практически все девушки из неблагополучных семей или вообще без родителей. Во-вторых, у всех в глазах — разочарование и боль.

— Внутренний мир моих подопечных — это большая трагедия, и мы коллективно пытаемся всё изменить в лучшую сторону. Многие девочки стоят на профилактических учётах по разным причинам: употребление наркотических и психотропных веществ, алкогольная зависимость, попытка суицида. Это очень несчастные девочки, которым, конечно, нужна помощь.

— Из-за своей сложной жизненной ситуации у большинства из них совсем не раскрыт образовательный потенциал: пропуски и прогуливание школы сделали своё дело.

ЗА ЧТО НАКАЗАНЫ?

— Есть те, кто попал в колонию за убийство, есть те, кто за кражу. Большинство же — это те, кто решил заработать, распространяя наркотики.

ПОЧЕМУ ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ?

— Самое страшное, что девушки могли не быть такими, не совершать преступление, они просто попали в нехорошее окружение – в неблагополучную семью, которой всё равно, что происходит с её членами. Есть, например, девочки, которые пришли к нам из детского дома. Они оступились, потому что взрослые не увидели или не захотели увидеть, что с ребёнком происходит беда.

СЕМЕЙНЫЕ УЗЫ

— В нашей воспитательной колонии девочки из 32 регионов РФ — от Дальнего Востока до Урала. На данный момент у нас их 30. Естественно, их родственники остались где-то очень далеко. Плюс ко всему практически у большинства родители не имеют средств, чтобы доехать до колонии. Однако девушкам разрешено созваниваться, в том числе по видео, с близкими. Они это могут делать несколько раз в день в порядке очереди. Бывает и такое, что девочке некому позвонить, тогда социальные работники стараются найти её родственников.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА КОЛЮЧКОЙ

— На занятиях девочки ведут себя замечательно. Учителя — единственные люди, кто здесь не носит форму, и поэтому они для девчонок являются кусочком той жизни, на воле. К педагогам относятся превосходно, к ним тянутся. У нас учатся девочки от 14 до 18 лет. Для многих старшеклассниц наша колония — это единственный шанс окончить школу и получить аттестат. Потому что дома с ними некому заниматься (родители зависимые), а здесь у нас к каждой индивидуальный подход.

МОЖНО ЛИ ИХ СПАСТИ?

— Мы стараемся каждую девочку как-то разбудить, чтобы у неё проснулась тяга к знаниям. По сути, это те же дети, только в состоянии анабиоза. И это очень страшно. Если девочка находится в наших условиях 1-2 года, то это кардинально её меняет. Она становится более открытой, живой, стремится ко всему новому.

— Если девочка попадает к нам на маленький срок (от 2-3 месяцев до полугода), то здесь не может идти речи ни о каком исправлении. Ведь это очень длительный процесс, это работа всего коллектива: и психологической службы, и социальных работников, и учителей, и педагогов допобразования, и воспитательной службы. Все стараются, чтобы девочка больше никогда не попала в подобную ситуацию и не вернулась в такие места. Однако даже в случае долгого пребывания у нас спасение не всегда возможно. Например, когда девочка психически не здорова или когда она продолжительное время употребляла наркотики. К сожалению, вернувшись домой, она снова попадёт в ту же самую среду, которая когда-то стала причиной её неправильного пути. Она попадёт к тем же людям, которые легко могут затащить её назад.