Эти небольшие юркие машинки можно было видеть на московских улицах в семидесятые, работали они и на вокзалах, причем, не только столичных. Назывались они ТУМ 975 (Тротуароуборочная) и представляли собой любопытную машину не только по конструкции, но и по задумке, выпускались малыми партиями, причем сразу на нескольких заводах.
В 1950-х исполком Москвы всерьёз озадачился вопросом чистоты городских улиц и тротуаров. Уборка улиц и дорог уже была более-менее механизирована, а во дворах и тротуарах ручной труд дворников заменить было нечем. В помощь им и нужно было создать специальную коммунальную машину, универсальную, многофункциональную, пригодную для работы круглый год.
Разработка велась силами опытного механического завода, входившего в структуры Технического управления Моссовета. Первые экспериментальные образцы появились в 1957 году. Затем, после проведенных испытаний и доводок, производство малыми партиями наладили на нескольких столичных авторемонтных заводах, в том числе кузовном заводе «Аремкуз», строившем различные «барбухайки» на шасси грузовиков и легковушек.
Наиболее массово ТУМ 975 выпускали на Московском механическом заводе «Красный путь», относившегося в Министерству путей сообщения. Предприятие, к слову, существует и поныне, входит в структуру РЖД.
Силовой агрегат для ТУМ 975 позаимствовали от «Москвича», сперва там был нижнеклапанный двигатель Москвич 402, затем более мощный Москвич 407. В трансмиссию, помимо москвичевской трёхскоростной КПП входила раздаточная коробка. От неё один вал шел на ведущий мост, еще два на гидронасос и привод щетки. Общее количество передач переднего хода – 6, заднего, соответственно – 2.
Ведущим был передний мост, рулевое управление на задние колёса. Благодаря короткой базе и сдвоенному заднему колесу, разворот осуществлялся практически на месте. Машина оборудовалась гидросистемой управления навесным оборудованием. В зависимости от сезона машина могла работать с отвалом или шнекороторным снегоочистителем, зимними и летними щетками, пескоразбрасывателем и многими другими приспособлениями.
Отдельно следует отметить дизайн машинки, приятные глазу плавные линии кабины и панелей технического отсека, не «Пинифарина» конечно, но задумка и исполнение оказались на высоком уровне.
За всё время производства собрали около 600 машин, большая часть трудилась на улицах Москвы, пока в конце семидесятых им на замену не пришли «Мультикары».
Часть трудилась на вокзалах до конца восьмидесятых, а последний, как говорится, из могикан, работал в Питере на стадионе «Кировец» до середины девяностых. Она отреставрирована и находится в Музее железных дорог, знаю о существовании еще одной уцелевшей до наших дней машины, остальные экземпляры этой редкой самобытной техники судя по всему, безвозвратно утеряны.
Я на Драйв 2
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.