Найти тему
Venefica

Современное искусство - искусство продаж и обмана

Я, конечно, не искусствовед ни разу, но некоторым видам творческого самовыражения не чужда. И во время занятий творчеством или чтения соответствующей литературы меня посещают мысли всякие, нередко самого крамольного свойства о нынешнем состоянии дел в изобразительном искусстве.

Вы заметили, как потихоньку вымываются из лексикона слова статуя, памятник, картина, фреска, мозаика и т. д. и всё заменяется безликим "арт-объект"? Вы заметили, как в залах различных музеев появились кучи разного... скажем так, с мусорки нанесенного, и это называется инсталляциями. Регулярно приходят сообщения из различных галерей о том, как уборщицы, не имеющие, в силу профессиональных компетенций (о, как я по-современному ввернула!), искусствоведческого образования, исполняя своих профессиональные обязанности по уборке вверенных помещений от хлама, уничтожают произведения искусства, оцениваемые в тысячи евро.

Одна зачистила помещение на 800 тыс. евро, другие служители чистоты убрались на 10 тыс. евро, и такие новости не единичны. Но, кроме урона, работники клининга умеют и создавать арт-объекты. Да-да, лёгким мановением руки.

Но это уже ягодки, а цветочки распустились много ранее, когда продвинутая публика, которой очень хотелось славы, а в особенности - последствий её непрерывной монетизации, задумалась о возможной беспредместности искусства. Об его "очищении" от всякого мрака, вроде литературщины, историчности, фигуративности, примет времени и прочей низменной ремесленности. Зачем творцу идеи знать анатомию, или такие пустяки, как технология получения и законы смешения красок? К чему тратить годы? И ушлые дельцы, которых чем далее, тем более, вращалось вокруг занятных тусовок болемы, почуяли сладкий запах лёгких денег.

Если кто-то из моих читателей знаком с историей искусства, то он легко может сопоставить, что "отрыв от реальности" произошел по законам биржевой игры и с усилением влияния биржевой игры на мировую экономику. Всё это беспредметно-эмоциональное-очищенное явилось порождением 20-го века, расцвело пышным цветом в "эпоху джаза" и окончательно набрало силу вместе с волшебными цифрами электронных биржевых торгов. И если тот же Маск парой слов может поднять или уронить ценность своих компаний, то нынешние якобы художники даже слов не тратят - за них всё делают специально обученные кураторы и искусствоведы.

Нет, конечно, некоторые сами и руками, но те идеи, что они несут, как бы это помягче.... выглядят примерно как инсталляция 1992 года нашего самого известного "современного" - Ильи Кабакова. "Туалет".

И. Кабаков инсталляция "Туалет". Фото из открытых источников
И. Кабаков инсталляция "Туалет". Фото из открытых источников

Если что, его выставляют и в Эрмитаже, и в Третьяковке и в лондонградской галерее "Тейт".

Нет, я конечно понимаю, что тема "Мэри, так плёхо в СССРе" в 80-е и 90-е была очень даже продаваема, но чешет её Кабаков уже какой десяток лет! Вот, к примеру, практически свежак эрмитажный (и в Третьяковке бывал). "В будущее возьмут не всех" называется.

Инсталляция "В будущее возьмут не вех" И. Кабаков. Фото из открытых источников
Инсталляция "В будущее возьмут не вех" И. Кабаков. Фото из открытых источников

Странное это будущее, пардон муа.. Постапокалиптичненькое, с замызганным вагоном явно советского метро.. Только сдаётся мне, если будущее будет настолько трешовым, такие инсталляции в нем точно не поместятся вместе с их творцами. Потому что это баловство существует от сытости и даже пресыщенности, а у голодных несколько иные приоритеты.

Ну да ладно, давайте уже закончим с хомо постсоветикус, монетизирующего свои фантомные вавки, и поговорим о светлом, праздничном и западном.

Возьмем Демиена Херста (Damien Hirst), и его живопись в горошек, мелкий и покрупнее.

Damien Hirst  Пятна. Фото из открытых источников.
Damien Hirst Пятна. Фото из открытых источников.

Я слышала искусствоведа, который утверждал, что эти вот кружочки - это как бы визуальные гомеопатические таблетки. То ли от смерти, то ли для.

Херст не тратит своё время - на рисование всего идейного богатства у него бригады таджиковассистентов имеются, до 160 человек. А слава вся ему. Еще он производил "Вращения"- это когда он сам или его гастарбайтерыассистенты лили краску на вращающийся холст, а были ещё "Бабочки"- это когда уже неживые бабочки лепились на свежевыкрашенный холст и так на краске и остались. Мнение "зеленых" на сей счёт мне неведомо. А еще были акула и овца в формалине.

Дичь дикая скажете? Ну вы же не искусствоведы, про кружочки -таблеточки вам и в голову не придет, как и мне. Нет, знаете ли, зависимости от колёсиков всяких.

А для той публики, что попроще и намёков в формалине не понимает Херст создал свой Череп. Нет, это не его, форма принадлежит какому-то давнему экспонату кунсткамеры, бриллианты прикупили у ювелиров и получилось такое.

Д. Херст "Ради любви к Богу"
Д. Херст "Ради любви к Богу"

Вот такая гламурная блестяшка с натуральными зубами (не спрашивайте меня, откуда зубы, не знаю и знать не хочу!).

100 миллионов фунтов. Солидная любовь к Господу от солидных людей. А главное - в полном соответствии с законами рынка; бриллиантов нынче много и становится всё больше, поэтому они (за исключением цветных и "с историей") уже не котируются как капиталовложение. А тут такой повод вывести с рынка излишки. Кстати, есть еще один, только младенческий. Для особых ценителей прекрасного.

Что меня забавляет отдельно, так это люди, слетающиеся на подобное, стоящие на презентациях перед кучей дер ь ма и палок мятых газет нацепивши лик искушенных ценителей и воспаривших над приземленным восприятием так же, как парят их бизнес-джеты над сетью автодорог. Эти люди с газеты никогда в жизни не ели. В их домах элитный фарфор и обстановка состоит из вполне себе предметного искусства, "для себя" у них есть доступные пониманию плебса Айвазовский или Фредерик Чёрч. А "драгоценные" инсталляции, которые так возбуждают работников клининга, эти прекрасные люди сдадут в аренду какой-нибудь известной галерее за некислый налоговый вычет.

То есть нынешнее "современное искусство" таковым часто не является, служа своеобразной налоговой лазейкой, акцией с раздутой спекулятивной стоимостью и средством для почёсывания самолюбия путем подчёркивания своей искушенности и аристократизма духа. В будущее действительно возьмут не всех - многое из того, что нынче провозглашено авангардом и ориентиром в лучшем случае пойдет на растопку.

НепоДзензурное тут

https://old-venefica.livejournal.com/

или тут

https://vk.com/public199851025