Найти в Дзене

Как узнать о состоянии человека в реанимации, или о чем недоговаривают врачи ?

Оглавление

Всем доброго времени суток! Сегодня мы поговорим не совсем о медицине. Я бы хотел осветить такой момент, как общение между медперсоналом и близкими пациента. Этот вопрос уже поднимался на моем канале тут. Про посещение пациента в большинстве стационаров ввиду пандемии можно забыть. Но а так, про это подробнее - клац. Некоторые моменты будут повторяться, но лишь для того, чтобы не упустить целостность повествования. Со временем у подписчиков появились новые вопросы, так что в любом случае статья требует некоторой модернизации. Я предлагаю для ознакомления небольшой чек-лист. Чтобы было понятнее, каждый его пункт дополнительно поясню. Данная инструкция может подойти в том числе и для пациентов, находящихся на лечении в других "нереанимационных" отделениях. Но, учитывая контент канала, говорить я буду все же про отделения интенсивной терапии. Итак, давайте разбираться.

1. Знакомство с персоналом отделения.

фото взято из открытых интернет-источников
фото взято из открытых интернет-источников

Не столь важно, каков повод Вашего звонка - выяснить как прошла плановая операция или узнать шансы на выживание близкого человека после падения с башенного крана. На другом конце провода Вас слышат впервые, и фразы "Ну это самое, как там мой Толик, пусть меня наберет?" неуместны. Представьтесь, поясните, кем Вы приходитесь пациенту.

Напоминаю, федеральный закон о "Сохранении персональных данных", не позволяет передавать информацию никому, кроме близких родственников, либо тех лиц, которые указаны в истории болезни. Потому уверения в том, что вы Толика несли 10 км по тундре, крестили его собаку и вообще "лучший его друже" не сработают.

Попросите соединить Вас с лечащим врачом, уточните его имя и по возможности спокойно начните разговор.

2. А о чем говорить?

фото взято из открытых интернет-источников
фото взято из открытых интернет-источников

Уточните состояние пациента в настоящий момент и планы на лечение (например, потребность в операциях или манипуляциях в ближайшее время). Можно задать вопрос о характере травм или с какой основной патологией сейчас пациент лечится в реанимации. Тут будет уместно вспомнить о каких-либо моментах, которые доктор, вероятно, не знает. Важной будет информация об онкологических заболеваниях, аллергических реакциях, постоянном приеме медикаментов. Например, лекарства для разжижения крови, инсулин или иные сахароснижающие, гормональные препараты.

Конечно, лучше заранее написать вопросы, которые хотите выяснить. Неловкие паузы и риторические вставки, вроде - "а он жить-то будет?", "а он сможет дальше в хоре петь?", также неуместны.

Можно спросить, сколько еще планируется нахождение в реанимации в случае благоприятного развития событий. Лучше избегать формулировки - "А сколько он еще будет лежать у вас?". Лежит картошка, репа в погребе, или Ваш сосед после работы на диване. А пациенты в больнице проходят лечение. Не всегда простое и успешное, но это лечение. Лучше задать вопрос - "На Ваш взгляд, сколько времени на лечение в реанимации потребуется?"

3. Прогнозы.

фото взято из открытых интернет-источников
фото взято из открытых интернет-источников

Пожалуй, это самый тонкий момент при разговоре. Конечно он обостряется в том случае, когда ситуация неоднозначная. О чем же может умолчать с Вами в разговоре врач? И зачем ему лукавить? Поясню на примере.

Тяжелый пациент после инфаркта спустя неделю начинает поправляться. Вы каждый день звоните и интересуетесь его самочувствием, но врач будто не разделяет Вашей радости. Говорит осторожно о прогнозах, о возможных ухудшениях. В чем же дело? Темнит? Наверное, чувствует за собой вину, за неправильное лечение или хочет утаить осложнение? Конечно, все возможно. Но скорее всего, не хочет давать ложную эйфорию. К сожалению, законы Мерфи никто не отменял. Я собственными глазами видел фатальные осложнения на фоне относительного благополучия. Происходит это, когда ты, казалось бы, вытянул пациента и довольный показываешь старухе с косой язык или еще что покрепче. На утро узнаешь, что у пациента вдруг открылось кровотечение, и он сделал 10 шагов назад в своем состоянии, а порою на следующий день и вовсе не находишь пациента в палате, как и в этом мире...

Следующий пример. Молодой человек с сепсисом. Прогноз очень нехороший. Врач постарался максимально деликатно пояснить его плачущей матери, что ее ребенок, скорее всего, не поправится. Лечение такого больного продолжается, пусть даже оно где-то противоречит здравому смыслу. Мозг врача, опираясь на знания и на собственный опыт, понимает, что исход будет плохой. Но в разговоре с родственниками доктор не будет так критичен, оставляя последнюю надежду на чудо.

Кроме эмоционального компонента, тут имеется еще и юридическая сторона вопроса. Часто у родственников формируется такая модель в голове - "Сказал, что все в порядке, готов к выписке, а на утро появилось осложнение. Значит недосмотрели". Или - "Сказал, что умрет сегодня, а он прожил еще 4 дня, значит просто перестали лечить, решили, что нет смысла".

Негласное правило поэтому одно - прогнозы в реанимации не делаются ни для кого. Разговор о состоянии здоровья на текущий момент времени по факту звонка.

В том случае, когда ситуация более прогнозируемая, врач скорее всего будет более конкретней. "Да, Вашей маме сделали операцию, сейчас она чувствует себя неплохо. Если завтра все будет так же, мы переведем ее обратно в палату".

4. Технические моменты.

После беседы уточните, в какое время лучше звонить. Важно, чтобы звонил один человек и передавал информацию всем остальным. Конечно, ситуации бывают разные. Порою самые близкие родственники живут там, где связь мобильная случается только по праздникам, или это пожилые люди, которым сложно в силу возраста общаться по телефону (сильное волнение, тугоухость, сложности с использованием устройств мобильной связи). Обычно доктора идут на уступки и могут передавать информацию другому человеку, который потом ее донесет до адресата. Хуже, когда по одному человеку звонит сын, сестра, два брата и муж, мотивируя это тем, что в реальности они между собой не общаются и хотят лично получать информацию. Все это конечно очень интересно и драматично для канала "Русский романс". У врача же нет столько времени, чтобы каждые 5 минут рассказывать всем родственникам, какая температурка и давление у бабушки Глаши сегодня. Потому, перед звонком лучше договориться и выбрать одного человека, который и будет общаться с реаниматологом. В конце разговора еще раз уточните, есть ли Ваши данные в истории болезни.

5. Документация

фото взято из открытых интернет-источников
фото взято из открытых интернет-источников

У большинства населения нашей страны есть официальная работа, а с ней порою, кредиты, больничные листы и т.д. Потому, неплохо будет узнать, указано ли в истории болезни место работы пациента. Формулировка, что он директор магазина "Шестерочка" или учитель танцев в школе на ул. Строителей, приведет к неправильному оформлению больничного листа. Необходимо официальное наименование организации, например ООО "Эксис Плюс" или ИП Горюнов В.А.

6. Итого.

Сразу предвижу негатив у части уважаемых читателей - "Да что он тут пишет? Дело врачей - лечить и отвечать на вопросы родственников". Сразу оговорюсь, юридически беседа с Вами по телефону о близком человеке - это жест доброй воли доктора. Да, именно так. Потому что я не знаю, кто на другом конце провода. Может, этот "сын" вовсе не "сын", а адвокат, который защищает интересы пьяного водителя, сбившего пациентку. Поверьте, случаи бывают разные...Потому, Ваша задача наладить нормальное доверительное общение с лечащим врачом.

Почему так важно принимать во внимание указанные советы? Вопреки расхожему мнению, врач не секретарь, который сидит на телефоне. В момент очередного бесполезного звонка, он может работает с Вашим близким.

Само собой, врач должен иметь сострадание и корректно отвечать родственникам, стараться найти нужные слова поддержки. Но он не психолог горячей линии и не сосед по гаражу, с кем можно помолчать о том и этом. Помните, что с Вами беседует живой человек со своими проблемами и неприятностями. Буду рад ответить в комментариях на Ваши вопросы!