— Я своим детям мешать не буду! Только об одном Бога молю — чтобы позволил мне уйти как можно раньше, не стать обузой!
Такую (или почти такую) фразу слышу не часто. Хотя нет не буду душой кривить. Частенько ее и говорят, и уж, тем более, пишут…особенно незнакомые лично мне люди.
Впрочем, среди знакомых (не близко знакомых, а вот просто — знакомых) была пара любителей таким макаром покликушествовать. Прекратили, когда поняли, что поддержки, одобрения или аплодисментов не дождутся.
Можете назвать меня циником (уже привык), но…честно признаюсь, не верю в такие высказывания.
Ни разу в жизни мне не довелось встретить настолько больного на самопожертвование человека, который бы вот взял — и «освободил» мир от своего присутствия исключительно по собственному желанию никому не быть в тягость.
Людям свойственно ценить жизнь (свою — тем более). И мы можем придумывать кучу доводов, почему жить «должны» — долг перед близкими, детей поднять, родителям помочь, дом построить, кошек вырастить. Но честнее признать: каждый из нас жить попросту хочет, а не должен. Как бы трудно или плохо нам ни было, за жизнь мы практически все (не рассматриваю людей с проблемами психики) цепляемся руками, ногами, зубами.
Это нормально. Это — природой задумано.
Но вернемся к тем людям, которые приторно сообщают, что мечтают не быть обузою и освободить детей от себя как можно раньше.
Я отношу их к категории манипуляторов. И вот почему.
Эти люди пытаются казаться в глазах других такими благородными героями, готовыми на подвиг самопожертвования ради детей.
Но на деле них просто все очень хреново с эмпатией — это раз. А еще они… как бы это выразиться… эмоционально ущербны. Они сами, в первую очередь, лишены чувства благодарности своим родителям (возможно, и по родительской вине) и рассматривают своих стариков исключительно как обузу.
Они ожидают, что как обузу рассматривают своих родителей и остальные, и уверены, что будут обузой для собственных детей.
Но! Как раз таки на то, что они будут обузой, этим людям наплевать.
Им важно, чтобы в ответ на их стенания «освобожу от себя», был ответ:
— Да что ты, папа/мама, такое говоришь! Ты ни капельки для нас не обуза, мы тебя очень-очень любим, наоборот, даже думать не смей о таких глупостях!
Знал семью, в которой оба сразу родителя (пожилых) очень любили завести шарманку насчет того, что не переживайте, мол, детки, вам за нами ухаживать не придется, если что, мы сами…того… преставимся побыстрее. Правда, «побыстрее» все не наступало, и об этом дети очень заботились, а родители царственно заботу принимали.
Сын и дочь в той семье были. Терпели-терпели, дочь все уговаривала папу-маму не говорить таких вещей, слушать мол, страшно, неужто мы о вас плохо заботимся, неужто вы нас такими сволочами считаете?
Не угоманивались родители, пока сын, озверев, не выдал:
-Может, тогда сразу — в дом престарелых, какая разница, где помирать? А там нам и ожиданием маяться не придется!
Знаете, после этой фразы с сыном долго не разговаривали, как он рассказывал. Зато насчет «вот мы помрем скоро, вам с нами мучиться не придется» — как бабка отшептала. Потому что получать в ответ уверения, что все не так, одно, а слышать — “ ну если так хочешь — вперед» — совсем другое.