Найти тему
Аналитик дзен

Клиенты и бизнес-план как актив компании. Это взорвёт мозг вашему бухгалтеру

Оглавление

Ни для кого не секрет, что клиенты компании – это её важнейший актив. Таким же системным активом является бизнес-модель (бизнес-план) компании.

А как они учитываются в финансовом учёте компании ? Напрямую – никак. Косвенно – могут учитывается через стоимость нематериальных внеоборотных активов, в частности, через стоимость брэнда, деловой репутации. Давайте рассмотрим подробнее.

В основе существующей модели финансового учёта лежит принцип перенесения стоимости факторов производства на стоимость готовой продукции. Считается что в компании есть активы (факторы производства), которые могут быть учтены методами бухгалтерского учёта, эти активы работают и дают финансовый результат. Ещё с времён первых экономических теорий этими факторами были земля, труд, капитал – соответственно, плата за эти факторы выражалась в ренте, заработной плате, прибыли капиталиста.

Клиенты – главное

Теперь ситуация изменилась. В эпоху конкуренции, компании стали работать с множеством клиентов и клиенты стали основным активом компании. Простой пример. Пусть вы – компания-подрядчик Газпрома. Газпром – ваш важнейший, если не единственный, клиент. Так что является самым важным в вашем бизнесе: оборудование, которое куплено для контракта, персонал, который вы можете уволить любой момент времени, или отношения с Газпромом?

Как этот важнейший факт хозяйственной деятельности учитывается в активе баланса компании? Никак, конечно, напрямую. Учитывается косвенно в продажах, но напрямую не учитывается.

Однако, это важный элемент актива баланса, потому что от его функционирования зависит финансовый результат, и это важнейший объект риск-менеджмента.

Пусть одна компания имеет 100 клиентов, а другая – только одного, но в 100 раз большего. Продажи и финансовые результаты одинаковые, отличается ли риск-менеджмент? Конечно, отличается. Если не учитывать фактор критической зависимости от этого актива, то достоверность показателей отчётности, точнее – прогнозных балансов и прогнозного отчёта о прибылях и убытков – будет под вопросом.

Отношения с клиентом – это самостоятельный экономический объект, объект учёта (и центр затрат, и центр прибыли) потому что:

  • в этот объект учёта вкладываются средства – вы инвестируете в эти отношения на всех этапах их жизненного цикла: создания, поддержания, развития.
  • этот объект учёта меняет свою стоимость со временем, то есть подлежит переоценке. В самом деле, отношения могут ухудшаться или улучшаться. Изменились условия тендеров – отношения ухудшились – или, наоборот, улучшились.
  • самое главное – этот объект учёта является ключевым бизнес фактором по сути, по экономическому смыслу.

Бизнес-модель как системный объект

Есть ещё один схожий объект нематериальных активов – бизнес-модель (бизнес-план) компании, как системная модель бизнеса, который также не учитывается в настоящее время. Точнее – ему даётся оценка рынком, если компания действует как публичная компания.

Возьмём, к примеру, компанию Facebook. Что является главным активом компании? Софт, предпринимательский талант, бренд Facebook, или бизнес модель? Или программисты, которых можно мгновенно уволить, причём всех. Для публичных компаний бизнес-модель, особенно её развитие (например, планы по приобретению бизнесов), оценивается рынком, и эта оценка выражается в изменении стоимости акций компании. Однако в финансовом учёте компании до момента отражения изменения на рынке, такие данные зафиксированы быть не могут.

Бизнес-модель – это такой же объект риск менеджмента, потому что финансово-хозяйственная деятельность чувствительна к изменениям бизнес-модели. Если мы её не знаем, не учитываем, а только собираем затраты, то у нас искажается картина рычагов компании и коэффициентов, особенно – в методах сравнительного анализа.

Стандарты МСФО в части риск-менеджмента уже меняются. Но сделать собственные оценки можно и критически важно, потому что это – не для отчётности, а для правильного управления.