В реалиях последнего времени про Оzon слышали многие. К тому же компания существует уже 21 год. А за минувшие две недели в соответствующих кругах про IPO этой компании не слышал разве что глухой. Прошла всего неделя, как на фондовой бирже появились новые бумаги - ADS Ozon. И можно дать некоторые оценки.
Отмечу, что никаким образом не представляю интересы указанной компании также, как не имею предвзятого отношения и данной публикацией не даю инвестиционных рекомендаций.
Начнём с бизнеса. E-commerce, ритейл, сегодня это тренд как по цифровым причинам, так и по причинам удобных дистанционных покупок во время пандемии. Ozon обладает широкой сетью пунктов выдачи - порядка 7500 пунктов. Цены по понятным причинам зачастую дешевле розничных, но получение товара отсрочено во времени. Выручка формируется за счёт комиссии, получаемой с продавцов товара (за продажу, хранение, логистику или доступ к покупателям), а основные расходы составляют управление, логистика и комиссия/аренда, выплачиваемая пунктам выдачи. Давайте посмотрим на цифры.
Информация скудная. К моему удивлению компания не публикует отчётность и найти её непросто, что очень странно для публичной компании.
Из приведенных данных впечатление производит только размер цифр и полностью разочаровывает как убыточность, так и темп роста убытка. Правда есть намёк на возможное исправление в будущем - отрицательный #EBITDA сокращается двукратными темпами. Интересно, закроются ли озоновые дыры?
Компания развивается, как за счёт продажи товаров, так и путём развития иных направлений (иностранные поставщики, продажа билетов, лекарств и др.). Активно расширяется количество и география пунктов выдачи. С каждым днём "Озон" становится всё ближе. Год назад ситуация выглядела так:
К сегодняшнему дню количество точек Ozon увеличилось почти на 1300. Развитие происходит во многом за счёт франшизы, которая имеет ряд особенностей, что и способствует росту.
Действительно, входной порог очень доступный, сам Ozon об этом пишет в Дзене, но я бы добавил ещё минимум 30-50 тыс. руб., если относиться к процессу как к бизнесу, а не ремеслу (но сейчас не об этом). И очень приятно получить от франчайзера материальную поддержку в открытии бизнеса, ведь чаще с франчайзи просят денег, а не дают ему на развитие.
Оценка компании. Как и с показателями отчётности нет никакой ясности. Но есть несколько цифр. Если отталкиваться от предыдущих сделок по продаже долей в компании МТСу, Системе и др., то получим оценку от 42,5 до 54,3 млрд. руб. #ipo проведено чуть выше изначально названных цифр и, как сообщает РБК , итогом может быть размещено 37,95 млн. акций по цене 30$, что по курсу 76,15 руб. составит порядка 86,7 млрд. руб. А это почти в 1,5-2 раза больше предыдущих оценок. В купе с непрозрачностью показателей деятельности, убыточностью компании и сложной оценкой перспектив инвесторы должны были бы получить премию (скидку) за риск. Но, как видим, не тут-то было.
Для чего проводилось IPO? Чаще всего процесс первичного размещения акций преследует цели: 1) получить дополнительное финансирования развития деятельности (именно этого ожидают инвесторы) и 2) полная или частичная продажа компании, выход в кэш для первоначальных инвесторов. Второе #разумный инвестор вряд ли воспримет положительно и не захочет входить в бизнес, от которого пытаются избавиться.
По словам гендиректора Ozon Александра Шульгина именно первую цель преследовала компания:
в компании также довольны тем, как прошло размещение, менеджмент увидел, что инвесторы «верят в компанию», размещение дало «возможность для дальнейшего роста». Привлеченные средства компания намерена направить на продолжение строительства фулфилмент-центров и увеличение штата ИТ-инженеров. «Мы убыточная компания и останемся такой еще пару лет, потому что рынок активно растет и нужно инвестировать».
Конечно же руководство будет говорить именно так. Странно ожидать, что для привлечения инвесторов прозвучали бы фразы типа "мы планируем остаться убыточными" или "хотим забрать вложенные деньги". Да и вокруг выхода Ozon на биржу, на мой взгляд, только информационный бессодержательный шум, маркетинг события.
На сайте Мосбиржи приводятся высказывания первых лиц, имеющих отношение к размещению акций:
Юрий Денисов, председатель правления Мосбиржи:
"Ozon – одна из ведущих платформ онлайн-торговли в России... Желаю компании Ozon успешной публичной истории..."
Владимир Чирахов, президент АФК Система:
"...размещением акций компании на NASDAQ – знаковое событие не только для нашей корпорации "Система" как акционера, который вместе с партнерами многое сделал для развития компании. Это знаковое событие для всей отрасли электронной коммерции России..."
Елена Ивашенцева, старший партнер Baring Vostok:
"Для нас это уникальный момент. Ровно 21 год назад фонд Baring Vostok инвестировал в компанию Ozon по оценке в 6 млн долларов. Спустя много лет и раундов инвестиций в рамках IPO компанию оценили в 6 млрд долларов, что, конечно, огромный успех..."
Руководство компании видит драйверы роста в своих поставщиках и покупателях. А я бы назвал это риском отрасли ритейла, с учётом устойчивого падения доходов населения и замедления роста (читай: падения) экономики.
Биржа, брокеры, маркет-мейкеры и пр. получают свои комиссии, первоначальные инвесторы наконец-то получают #кэш , но никто не называет никаких фундаментальных причин роста, причин инвестировать в компанию, да и демонстрация достижений сводится к росту выручки, генерирующей возрастающий убыток.
А как прошло само размещение?
"... в России аллокация физическим лицам достигла в среднем 15%, а институциональным инвесторам, паевым инвестиционным фондам и другим профессионалам — до 5%" - сообщает РБК.
То есть институциональные инвесторы отдали возможность ухватить лакомый кусок частным инвесторам или не верят в идею доходности?
Что важно инвестору. Прозрачность деятельности и её результатов, премия за неопределённость, экономическое обоснование целесообразности инвестиций. Мы же видим полную непрозрачность, отсутствие отчётности (на сайте вы её просто так не найдёте, даже переходя по ссылкам), невозможность рассчитать показатели, должна быть премия за риск), акции продаются с наценкой - выше запланированных 22,5-27,5$ почти на 15%.
С моей точки зрения, это выглядит как попытка выхода инвесторов из убытков и возврата вложений за счёт мелких покупателей.
И в заключение. Давайте посмотрим на динамику курса за неделю.
Выводы о тенденциях, конечно, делать рано. Картинка однако не радует ни чем. Ни уровнем цены, который выше всяких приведённых оценок, ни направлением движения, ни обилием продавцов, которые находятся в период #lock up Такими продавцами могут стать только первоначальные владельцы долей.
Выводы делайте сами, ставьте свои лайки и пишите, что вы думаете по этому поводу.
Резюме. Очень мутно непрозрачно, высокая конкуренция в секторе при перспективном тренде, драйверы роста = риски развития, полное отсутствие даже намёка на дивиденды, заработать можно только на росте акций, основ для которого кроме спекулятивного не наблюдается.
Подписывайтесь на Ю Capital и будьте счастливы.