Для фанатов отечественных автобусов, конечно, не требуется пояснять, о каком институте пойдет речь в этой статье. Сегодня он называется «Укравтобуспром», на излете существования СССР именовался «ВКЭИавтобуспром» (Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения). А еще раньше назывался ГСКБ – то бишь Головным Союзным конструкторским бюро по автобусам. Именно здесь во времена СССР рождались почти все будущие модели Львовского автобусного завода. В экспериментальных цехах института строили космические ЛАЗы, знаменитые туристические лайнеры «Украина». И даже конструкция автобуса ЛиАЗ-5256 родилась в этих же стенах. А что еще интересного, кроме привычных автобусов большого класса, делали в этом заведении в разные годы? Вот это сейчас и покажу!
1. Автофургон мод. 37661
Например, в 1980-е годы во ВКЭИА активно занимались разработкой различных изотермических и рефрижераторных кузовов-фургонов нового поколения. На фото показана 22-кубовая «изотерма» мод. 37661, смонтированная на шасси ГАЗ-53-12 с удлиненной колесной базой. Для того времени – настоящая экзотика! Это сегодня «газончикам» и «газелькам» колесную базу удлиняют все, кому не лень, а в то время длиннобазных грузовиков ГАЗ на дорогах было не найти.
2. Вахтовые автобусы мод. 3964 и 4947
А еще именно Львов стал родиной самых распространенных советских и постсоветских «вахтовок» – то бишь специальных транспортных средств для перевозки вахтовых бригад: читай, отдельных пассажирских кузовов, поставленных на практически стандартное шасси грузового автомобиля. Помните «вахтовки», которые многие и многие годы выпускали в Нефтекамске – НЗАС-3964, НЗАС-4947, НЗАС-4951, НЗАС-4208? Все они были разработаны конструкторами института.
3. Вахтовый автобус «Волгарь» мод. 3966
Если упомянутые в прошлом пункте «вахтовки» были разработаны в первую очередь для производства на заводе из состава Министерства автомобильной промышленности СССР, то «вахтовку» мод. 3966 изначально проектировали для освоения на авторемонтных предприятиях, работающих на нужды сельского хозяйства. Но в итоге документацию на эту машину приобрели десятки заводов с постсоветского пространства, имеющих самое разное подчинение.
4. Автобус медицинской эвакуации мод.42031
Практически неизвестным остался проект вахтовых автобусов мод. 4203 и санитарных автобусов мод. 42031 на шасси КамАЗ. Заказывало этот проект Министерство обороны СССР, а налаживать производство планировалось на Энгельсском заводе специализированных автомобилей (ЭЗСА). Однако в связи с его загруженностью выпуск моделей 4203 и 42031 по договоренности с Минводхозом СССР был освоен на Энгельсском опытно-экспериментальном авторемонтном заводе. Сделали таких автобусов в итоге совсем немного.
5. Пассажирский полуприцеп мод. 4970
Много внимания во второй половине 1980-х годов было уделено проектированию пассажирских полуприцепов для служебных перевозок вахтовых бригад на отдаленные объекты. Полуприцеп, оставленный на объекте, предполагалось использовать в течение дня в качестве бытовки. Осваивать эту продукцию должен был Давыдовский завод сельхозмашин в Московской области. В дальнейшем были разработаны несколько новых модификаций: передвижное кафе, бытовка, спальный модуль.
6. Троллейбус ЗИУ-6201
Кроме автобусов, в институте периодически разрабатывали и строили опытные образцы перспективных троллейбусов. Самой серьезной работой в этом направлении стала «гармошка» ЗИУ-6201, построенная в 1991 году с широким использованием узлов и деталей автобуса ЛиАЗ-5256. Единственный образец этого троллейбуса никогда не эксплуатировался и до сих пор находится в Ереване, в частично разукомплектованном виде.
7. Прицеп «Караван»
Еще в бытность вхождения института в советский концерн «Автрокон» там был разработан прицеп-дача «Караван», предназначенный для буксировки автомобилями «Волга» и «Жигули». Надо сказать, весьма добротный прицеп получился! Планировалось освоение этого прицепа на одном из заводов концерна. Но не срослось.
8. Автобус на шасси IFA W50L
Уже в период независимости Украины в институте разработали проект переоборудования грузовиков и самосвалов IFA в автобус с 27 посадочными местами. Для этого был разработан оригинальный цельнометаллический кузов, который «надевался» сверху на немецкую кабину с отпиленными крышей и задней стенкой.
9. Мод. 2210 «Сула»
А еще в 1992 году львовяне разработали целое семейство очень классных микроавтобусов с оригинальными кузовами, которые планировалось монтировать на стандартные шасси УАЗ-3303. Машины получились более удобными и более симпатичными, чем устаревшие ульяновские «буханки». Заказчиком проекта выступал полтавский завод «Агрореммаш», где такие микроавтобусы всерьез собирались выпускать серийно.
10. Инкассаторский фургон на базе Lublin
В 1997 году для компании «Укр-Авто-Пол» в институте разработали проект переоборудования малотоннажного польского фургона Lublin в инкассаторский броневик. Не знаю, выпускались ли такие машины серийно, но опытный образец построен был.
11. Тур-В031
А это уже привет из двухтысячных. Этот симпатичный грузовичок – не что иное, как прототип российского ТagAZ LC100 Master, выпускавшегося некоторое время Таганрогским автозаводом вместо чистокровного «корейца» Hyundai Porter.