Княгине следовало улыбаться, а она побелела, как снег. Её поздравляли с женитьбой сына, а узнала она об этом – только теперь! Материнское сердце сжалось: как он мог? Павел, её любимый сын, в которого она вложила всю душу! Екатерина Дашкова, близкая подруга императрицы Екатерины II, совершенно не понимала: всё случилось потому, что она слишком властная мать.
Деятельной сподвижнице императрицы, директору Петербургской академии наук, судьба подарила троих детей: дочь Анастасию, сына Михаила и младшего – Павла. Михаил умер в детстве, так что Павел должен был продолжить княжеский род Дашковых. Ко всем своим проектам Екатерина Романовна относилась с известным азартом, и воспитание детей не было исключением. Оба отпрыска получили блестящее образование, знали множество языков, а сын ещё и закончил Эдинбургский университет со степенью «магистра искусств».
Для дочери княгиня начала рано подбирать партию. Пятнадцатилетнюю девушку выдала за Андрея Щербинина, с которым Анастасия не была счастлива ни одного дня. Этот союз расстраивал Дашкову. Дочь скандалила с мужем, тратила направо и налево своё приданое, и вела себя просто вызывающе! С браком княгиня допустила промах, а потому во второй раз – с Павлом – решила не торопиться. Пусть пока служит в Киеве. А там разберёмся.
Потому-то, когда однажды июньским днем 1785 года, покидая покои Екатерины II, княгиня услышала поздравления в свой адрес, она застыла, как вкопанная. Кто женился? Ее сын? Изумление было скрыть невозможно. Придворные зашептались.
«Я чуть не упала в обморок, - писала Дашкова в своих мемуарах, - спросила имя невесты…Назвал фамилию Алферовой…. У меня сделалась нервная лихорадка….и в течение нескольких дней я могла только плакать».
Княгиня отписала сыну полное горечи послание: да когда её собственный муж собирался жениться, он первым делом спросил позволения у матери. Однако Павел предпочел тайный брак с Анной Алферовой, поскольку знал, что ему такого разрешения не дадут никогда. Он – князь, наследник многих земель, владелец 11 сел и 4 тысяч душ крепостных (а после смерти Дашковой его состояние увеличилось бы вдвое), а кто такая Анна? Отец – служил в таможне. Мать – хотя из рода Потёмкиных, но попробуй докажи родство с «тем самым»! Под Смоленском этих Потёмкиных – пруд пруди.
Доверенных лиц попросили узнать о «невестке» побольше. «Не отличалась ни умом, ни воспитанием», - записала княгиня в дневнике, не видя девушку ни разу. Свекровь решила, что не примет жену своего сына. Она и прежде отказывала ему в праве что-то решать самостоятельно. Молодой человек должен был вступить во владения собственым унаследованным имуществом, но Дашкова строго контролировала его расходы, и князь вечно был вынужден занимать деньги у сослуживцев. Может быть, женитьба была его бунтом? Против властной матери?
Что любопытно, симпатии общества были как раз, на стороне князя Павла. Фельдмаршал граф Румянцев, у которого служил молодой человек, отправил княгине изящное письмо, где уверял её, что предрассудки – дело старое, да и богатство – это наживное. Надо бы простить молодых. Княгине это не понравилось. А Гавриил Державин составил целое стихотворение:
Пожди, - и сын твой с страшна бою
Иль на щите, иль со щитом,
С победой, славою, женою
С трофеями придет в твой дом.
И если знатности и злата
Невестка в дар не принесет
Благими нравами богата
Внучат прекрасных приведет.
Дашкова фыркала и злилась еще больше. Сын оскорбился. Он не рассчитывал на понимание, но ожидал, что мать рано или поздно сдастся. Однако княгиня не сдавалась.
Их противостояние растянулось на долгие годы. Княгиня продолжала давить на Павла, используя для этого материальные ресурсы, а он не желал уступать. Анна Семёновна Алферова, с которой он приехал в Петербург, в доме Дашковой так и не была принята. Не желая ссориться с княгиней, её примеру последовали и многие общие знакомые.
Неурядицы подпортили семейную жизнь. Молодые недолго были счастливы. Постепенно наступило охлаждение, положение изгоев не устраивало их, Павел выезжал в свет один, а его супруга тщетно ждала приглашения и для себя. В 1800 году они окончательно разъехались – без ссор и взаимных обид. Непризнанная княгиня поселилась в имении, которое ей выделил супруг, а тот уехал в Москву. Вскоре у него появилась возлюбленная и трое внебрачных детей.
«Наводить мосты» было поздно, но княгиня попыталась. Она даже предложила сыну… новый брак! Со своей подопечной, англичанкой Мартой Уилмот. Екатерина Романовна так любила эту молодую особу, что была готова взять в свою семью. Ирония судьбы! Когда-то она противилась союзу сына с дочкой приказчика, но теперь благословляла на венчание с девушкой такого же неблагородного происхождения!
Князь отказался наотрез. Теперь его всё устраивало, и разводиться с женой он не собирался. Слишком властная мать столько лет давила на него, что он устал. Обмен письмами продолжался, пока в январе 1807 года Павел Дашков не скончался от горячки.
Род Дашковых на этом пресёкся. С женой завести детей князь не успел. Фамилию и своё имущество Павел Михайлович завещал двоюродному племяннику, а его родные, но незаконные дети, выросли в доме его несчастливой в браке сестры Анастасии. От неё же они получили фамилию «Щербинины».
#наука #семейные отношения #свадьба #история россии #женщины
Подписывайтесь на канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!