Ежегодно в мире продается более 1 миллиарда тонн бензина. Для нас это повседневный продукт, который можно приобрести на ближайшей заправке. Но так было далеко не всегда. Как впервые получили бензин и когда он вошел в обиход?
История создания
Опыты с перегонкой нефти начали проводить еще в конце XVIII века. В России в районе Ухты был построен первый завод по предварительной перегонке. Технология была проста: емкость с нефтью ставили вовнутрь печи, и продукт нагрева по трубе шел в приготовленную заранее бочку. Труба проходила через бочку с водой, которая выполняла роль охлаждающего элемента. Полученная очищенная нефть использовалась в основном для освещения помещений – именно ее заливали в керосиновые лампы. Эта технология дала старт целому веку опытов по получению горючего и разработке первых нефтяных двигателей.
Первый раз получить бензин удалось английскому физику Майклу Фарадею в 1825 году. Сырье для опытов он получил с Ближнего Востока, что и стало источником названия нового продукта. «Бензин» с арабского языка означает «яванское благовоние», «благовонное вещество». Изобретатель опытным путем смог выделить из нефти углеводородную смесь, способную быстро возгораться.
Примерно через семьдесят лет был изобретен процесс более тщательного разложения нефти на составляющие. В 1891 году русский инженер Владимир Шухов смог добиться гораздо большего КПД на выходе и увеличить объем произведенного бензина. Поводом для проведения его опытов стали события на нефтедобывающих заводах в Баку. Нефть добывали ведрами, хранили в земляных ямах и возили в бочках, а то и в бурдюках. Потери доходили до четырех пятых от добычи! Шухов произвел расчеты для создания нефтепроводов и резервуаров для хранения сырья. Также он изменил процесс перегонки нефти. Инженеру удалось расщепить углеводороды в составе нефти на более летучие вещества, что повысило эффективность горючего. До изобретений Шухова многие считали бензин всего лишь нефтяным отходом, но теперь открылись огромные перспективы его использования.
Разработка двигателей
Благодаря опытам Фарадея и Шухова, двигатели на продуктах нефтяной перегонки стали активно разрабатываться инженерами из разных стран. Каждый работал секретно, ведь любой эффективный двигатель становился научным и промышленным прорывом и обеспечивал создателю долгую славу. Первый бензиновый двигатель создал немецкий инженер Готлиб Даймлер совместно с другом Вильгельмом Майбахом.
Однако процесс испарения жидкого топлива в первых бензиновых двигателях оставлял желать лучшего. Поэтому настоящую революцию в двигателестроении произвело изобретение карбюратора. Создателем его считается венгерский инженер Донат Банки. В 1883 году он получил патент на карбюратор с жиклёром, который был прообразом всех современных карбюраторов. В отличие от своих предшественников, Банки предлагал не испарять бензин, а мелко распылять его в воздухе.
В 1884 году Огнеслав Степанович Костович в России построил первый бензиновый карбюраторный двигатель. Двигатель Костовича был оппозитным, с горизонтальным размещением направленных встречно цилиндров. В нём впервые в мире было применено электрическое зажигание. Однако свой двигатель он не успел запатентовать раньше Даймлера и Майбаха, параллельно работавших над схожим проектом.
Продажа бензина
Хотя к концу XIX века бензиновые двигатели уже завоевали добрую славу, оставалась одна проблема: продажа бензина. Топливо реализовывалось в аптеках, принося их владельцам дополнительный доход. Однако этого было мало. В 1907 году в США открылась первая автозаправочная станция. Первые АЗС состояли из нескольких цистерн. От цистерн были отведены шланги, по которым бензин наполнял баки автомобилей.
Уже к 1920-м годам число АЗС стало расти в геометрической прогрессии. Ближе к 40-50-м годам они приобрели знакомый нам облик: появились магазинчики при АЗС, места общего пользования, кафе и туалеты.