И вот каток делает последний проход, бригадир подходит к вам довольный говорит принимай. Вы человек не жадный, но хотите быть уверенным что вам сделали все по как положено и вы расчитываете, что ваш асфальт пролежит лет 10 -15 как минимум.
Но как часто бывает, не все моменты прописали в договоре и только после того как получили результаты по вырубке выясняется, что асфальт не соответствует требованиям нормативной документации.
И тут из широких штанин исполнитель достает "СП 82.13330.2016 Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" , зачитывает п.6.15. Коэффициент уплотнения покрытия из горячей или теплой асфальтобетонной смеси должен быть через 10 суток после уплотнения не менее 0,93; водонасыщение - не более 5%.
В договоре указано - исполнитель обязуется выполнить работы по благоустройству. Т.е. исполнитель сделал все правильно.
Вот только не задача, спустя неделю, две ваше покрытие стало шелушиться. А спустя некотрое время, асфальт в местах разворота машин как корова языком слизала.
Как же так, все по нормам, а асфальта нет. Что делать?
А вот здесь к сожалению дыра в нормативной документации, а я "брошу камень" в тех кто писал это злочастное СП 82.13330.2016 Благоустройство территорий. Асфальтобетонная смесь даже с очень низким водонасышением, при коэффициенте уплотнения 0,93 не будет иметь водонасышение менее 5,0%. А как же тогда копия протокола? Фотошоп, я специально исправил водонасыщение с 11,5 на 4,9%. Составители СП даже придумали брать вырубку на 10 сутки после укладки, как будто асфальт становится прочнее, так как в нем протекают химические процессы?
Одним из главных показателей является коэффициент уплотнения, об этом даже говорится во «Временной инструкции по проведению проверок качества строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений, утвержденной ФДД Митранса России от 31.01.1996 г.»
Водонасыщение повлияет на долговечность выраженную сколько зим переживет ваше покрытие и насколько устойчивым оно будет к длительному водонасыщению в летний период, это пример того как на месте луж быстрее появляются ямы, а на не качественном асфальте они могут появиться еще в первый год эксплуатации.
Вы прекрасно понимаете, что укладка асфальта на небольшой площадке с множеством поворотов каждые 10-30 метров, отличается от укладки того же асфальта на автомобильной дороге. Даже 7 тонный каток будет выглядеть во дворе как слон в посудной лавке. А как уплотнять тротуар и проверять его, кстати на тротуар предусмотрен заезд грузовых автомобилей.
Так как же быть?
- Выбросить в "топку" СП 82.13330.2016 Благоустройство территорий.
- Заказчику и подрядчику надо определить участки на которых будут повышенные нагрузки от колес автомобилей, в основном это развороты и повороты тяжелых машин.
- Сделать замену асфальта с типа А, Б на тип В, в местах недоступных асфальтоукладчику, если они значительных размеров. В типе В щебня менее 40%, а лучше рецепт с содержанием около 30%, этим самым вы получите более качественное покрытие.
- Потом определить на каких участках вы все же сможете достичь уплотнения 0,99 или 0,98 (для типа В) и на каких вы наврядли получите такие показатели, это позволит вам избежать взаимных претензий.
- Подрядчику более серьезно подходить к организации работы по укладки асфальта на таких объектах и иметь схему уплотнения для них.
Совет заказчику, если вы выбрали достойного подрядчика, не экономьте на нем, сравнивая цены шараш монтаж контор, которые ничего не понимают в асфальте. Укладка асфальта это адский труд.
Комментируйте, спрашивайте и готовьтесь к новому строительному сезону, он не за горами.