Найти тему
Анна Парьева

Как провести обучающую планерку с сотрудниками

Есть стереотип, что развивать и обучать сотрудников - это долго, дорого и утомительно, и вообще это не работа руководителя. А что если я вам скажу, что развивать свой персонал руководитель может сам с помощью простых алгоритмов? Ниже делюсь с вами рабочим инструментом, который опробовали десятки руководителей и получили обученную команду, готовую к новым результатам.

Формат: очная/онлайн встреча

Кто проводит: проводит прямой руководитель.

Участники: сотрудники одного отдела

Время: до 60 минут (желательно утреннее время)

Цель встречи: закрепить материал общего обучения сотрудников и привести изученный материал к практичной стороне. Еще постоянная практика обучающих планерок позволяет транслировать сотрудникам понимание, что для руководителя важно качество и результат работы, поэтому надо начать применять полученные знания. К тому же обучающая планерка – это вариант обмена реальным опытом, возможность обсудить реальные рабочие ситуации с коллегами, которые встречаются с такими же ситуациями.

Периодичность: не реже 1 раз в месяц, систематично

Необходимые ресурсы: свободное время, бумага, ручки, компьютер для презентации(при необходимости).

Структура встречи:

1. Подготовка

2. Вступительное слово руководителя

3. Выявление темы для обсуждения

4. Обсуждение и формирование лучших вариантов

5. Закрепление

6. Подведение итогов и планирование следующей встречи

Подробное описание:

1. Подготовка –

Расскажите на очередной планерке об идее проводить обучающие планерки, мастер-классы. Поднимите стандарты отдела (Например: стандарты работы с клиентами, стандарты продаж, стандарты работы в рабочем зале, стандарты телефонных скриптов, . Обычно в таких стандартах много материала для изучения, которой возможно использовать за основу.

При отсутствии стандартов или затруднений по работе со стандартами спросите, какие узкие вопросы хотели бы разобрать сами сотрудники. Для этого заранее задавайте сотрудникам открытые вопросы и записывайте ответы, которые станут темами для дальнейших обучающих встреч. Примеры вопросов:

- Какие сложности бывают в работе?

- С какими нестандартными/сложными ситуациями встречаются в работе?

- Какие ситуации/моменты вызывают трудности?

- Что хотелось бы улучшить/изменить в работе?

Определите с сотрудниками регулярный график встреч. Например: по пятницам, через день по 2 часа, раз в месяц с выездом на природу и т.п. Планерки должны быть систематичными.

Проинформируйте об этой встрече сотрудников, назначьте им встречу, обозначьте им тему встречи. Обучающую встречу по возможности лучше отделить от встречи по рабочим вопросам.

Для проведения встречи подготовьте сценарий (См. следующие пункты) и пропишите продолжительность каждого этапа, для того чтобы модерировать встречу. Во время встречи отслеживайте время и направляйте участников к достижению результатов каждого этапа.

2. Вступительное слово (3-4 минуты) –

В назначенное время руководитель озвучивает цель, продолжительность обучающей встречи, как она будет проходить. Это важно для создания рабочего настроя у сотрудников.

Озвучьте сотрудникам, что на этой планерке нет задачи дать что-то принципиально новое, задача обменяться уже имеющимся опытом у всех присутствующих, выработать оптимальные решения, варианты действий и мероприятий.

Правила. Желательно обозначить правила, по которым будет проходить обучающая встреча. На первой планерке необходимо их выработать вместе с сотрудниками и договориться об их дальнейшем использовании. Выработать правила можно с помощью вопросов участникам:

- Коллеги, какие правила помогут нам с вами провести встречу максимально эффективно?

- Какие правила нам нужны для совместной работы?

Варианты сотрудников рекомендуется записывать для возможности использования на следующих обучающих встречах.

Примеры правил: соблюдать время на работу/выступление, важно мнение каждого сотрудника, все вопросы уместны, говорим по очереди, чтобы слышать друг друга и т.д.

3. Выявление темы для обучения (если вы не выявили ранее, 3-4 минуты) -

Если вы спросили у сотрудников заранее, что им важно разобрать, то используйте эти данные. Озвучьте весь список и дайте сотрудникам проголосовать – с чего начать на этой планерке. На обучающую планерку выносим только ОДИН конкретный узкий вопрос. Например:

Неправильно

Правильно

«Как работать с возражениями?»

«Как справится с возражением «У вас это дорого!».

«Как проводить собеседования с соискателями»

«Какие вопросы задавать соискателями для выявления профессиональных качеств на должность?

«Как управлять командой?»

«Как ставить задачи сотрудникам, чтобы они выполнялись?»

Если вы заранее не спросили у участников, то спросите на планерке - какие узкие вопросы, проблемы, сложные ситуации хотели бы «прокачать» сами сотрудники. Можете привести примеры из списка рекомендуемых тем ниже. Записывайте следом за участниками ключевые темы, затем озвучьте весь список и дайте сотрудникам проголосовать – с чего начать на этой планерке, а что оставить на последующие планерки.

4. Обсуждение и формирование лучших вариантов (15-18 минут)

4.1. Попросите участников описать ситуацию по выбранной теме обучающей встрече (что происходило, какие были ощущения и эмоции внутри при этом). Если сотрудники стесняются или затрудняются (в первые планерки будьте к этому готовы, это нормально, т.к. непривычно), тогда возьмите инициативу на себя и приведите пример из своего опыта. Таким образом у собравшихся сформируется полная картинка ситуации.

4.2. Спросите КАЖДОГО участника, что они предприняли в подобных ситуациях, какие варианты решений встречали – так вы получите список разнообразных вариантов. Сотрудники обменяются опытом, приведут примеры.

После того, как сотрудники проговорят все стандартные варианты решения, задайте вопросы:

- А что еще можно сделать в этой ситуации?

- Что еще необходимо учесть?

- А еще?

4.3. Фиксируйте все варианты на бумаге самостоятельно либо назначьте помощника. В конце вы как эксперт можете поделиться своим опытом, вариантами, фишками.

4.4. Покажите варианты участникам и попросите КАЖДОГО назвать из этого списка 3 самых подходящих для него лично варианта решения, которые они применят в случае возникновения подобной ситуации. Это зафиксирует личную ответственность.

5. Закрепление в практике (10-12 минут) - для того, чтобы выработанные варианты/аргументы было легче использовать в рабочих ситуациях, необходимо включить в обучающую планерку этап практической отработки.

Варианты закрепления на практике:

  1. Руководитель-ведущий дает задание каждому, все готовят и по очереди показывают/рассказывают
  2. Руководитель-ведущий дает задание группе, которая готовится и кто–то один отвечает
  3. Руководитель-ведущий дает задание нескольких командам, которые соревнуются – кто быстрее/лучше/эффективнее и т.д. выполнит задание
  4. Руководитель выступает в роли покупателя для каждого по очереди, без подготовки
  5. Сотрудники работают в парах (со сменой ролей), тройках (сотрудник-клиент-наблюдатель, со сменой ролей)

По завершению задайте вопрос участникам на анализ:

- Что удалось?

- Что удалось не с первого раза?

- Что не удалось?

- Что необходимо учесть/сделать, чтобы в следующий раз удалось?

6.Подведение итогов и планирование следующей встречи (3-4 минуты)
В конце обучающей встречи необходимо подвести итоги всей встречи. Для этого задайте вопросы участникам:

- Какие выводы мы сделали?

- Чему сегодня научились?

После того, как сотрудники ответили поблагодарить их за включенность, готовность делиться опытом. Вместе определите тему следующей обучающей встречи.

Уверена, что с пошаговым планом любой руководитель с лёгкостью справится с задачей развития команды.

Больше о коучинге и саморазвитии можно почитать в Instagram. Переходите по ссылке https://instagram.com/anna.pareva и читайте с удовольствием мои мысли, а в сторис наблюдайте за моей жизнью.