«Навес» безработицы, внешние шоки, безопасный и качественный отдых внутри страны, рост зарплаты 2% в год, цифровизация, экосистемы.
23 сентября Минэк представил М.Мишустину проект общенационального плана действий. Документ был подготовлен во исполнение поручения Правительства, на 140 листах, содержит 10 разделов, в общей сложности 500 мер.
Прелюдия к Плану, содержащая особо ценный анализ социально-экономических последствий распространения коронавируса, расписана на 7 листах.
1. Главной стратегией борьбы с эпидемией стало сглаживание пика за счет мер по самоизоляции, социальному дистанцированию, максимальному переходу на удаленную работу и обучение, прекращению или ограничению работы значительной части предприятий и организаций, длительному периоду нерабочих дней с конца марта по середину мая 2020 года.
2. Жесткие ограничения, своевременно спланированные и реализованные противоэпидемические меры, позволили существенно замедлить распространение эпидемии и не допустить высокого уровня смертности. При этом экономика столкнулась с ограничением предложения и спроса.
3. Соотношение числа работников предприятий, приостановивших деятельность, к общему
числу работающих в апреле составил 28%.
4. Снижение ВВП России во втором квартале 2020 г. составил -8% к аналогичному периоду прошлого года.
5. Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, максимально сохранить занятость.
6. В условиях ожидаемого снижения доходов бюджетные расходы не сокращаются, а наоборот за счет реализации антикризисных программ увеличиваются.
7. Регистрируемая безработица на 26 августа составила 3,6 млн. человек.
8. В отпусках без сохранения заработной платы, простое или на неполной занятости на пике находилось 1,2 млн. чел.
9. Ожидается расширение дефицита федерального бюджета в 2020 году в размере
до 4,4% ВВП.
10. Смягчение фискальной политики в текущем году ожидается в размере более 9% ВВП.
11. Основные вызовы при реализации Плана чиновники связывают со следующим:
1) закрытие некоторых отраслей образовали «навес» безработицы, а также людей, формально занятых, но находящихся в неоплачиваемых отпусках, простое, неполной занятости,
2) закрытие экономики ведет к сокращению инвестиционной активности,
3) восстановление некоторых отраслей не произойдет автоматически при открытии экономики,
4) экономические ограничения создали ряд новых возможностей: новые формы занятости и обучения, оптимизация регулирования, ускоренная цифровизация, импортозамещение, новые экспортные ниши, безопасный и качественный отдых внутри страны, новые требования к устойчивости здравоохранения и экономики к внешним шокам.
Цели и показатели Плана:
Цель: выход на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения,
обеспечивающую реализацию национальных целей развития экономики
на основе использования новых технологий, включая цифровизацию, новых возможностей рынка труда и образования, быстрого и качественного строительства жилья, экспортной ориентации и активного импортозамещения, а также обеспечение высокой степени устойчивости экономики и системы здравоохранения к возможным шокам в будущем.
Срок: июнь 2020 г. декабрь 2021 года.
Показатели:
• устойчивый рост реальных денежных доходов населения;
• снижение безработицы до уровня не более 5%;
• выход на траекторию устойчивого роста ВВП на уровне не менее 3,0% в годовом исчислении.
Задачи, решение которых позволит достичь целей:
- рост реальной заработной платы на уровне не менее 2,0% в годовом исчислении;
- снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума ниже уровня 2019 года;
- рост розничного товарооборота на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении;
- рост объема платных услуг населению на уровне не менее 3,0% в годовом исчислении,
- восстановление численности занятых в МСП и ИП на уровне 1 квартала 2020 года;
- темпы роста оборота МСП выше темпов роста экономики в целом;
- рост инвестиций в основной капитал на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении;
- опережающий рост валовой добавленной стоимости в отрасли IT и связи в годовом
исчислении (выше темпов роста экономики в целом);
- ежегодный рост численности малых и средних высокотехнологических компаний на 10% в год.
- рост несырьевого неэнергетического экспорта на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении;
- рост индекса промышленного производства обрабатывающей промышленности на уровне не менее 2% в годовом исчислении;
- возвращение к траектории снижения показателей смертности, установленной в национальном проекте «Здравоохранение»;
- выполнение субъектами принятых обязательств по снижению долговой нагрузки в соответствии с ранее действующими нормами.
Три этапа восстановления экономики: быстренько будем расти.
Этап 1 – адаптация – июнь-сентябрь 2020 года.
Не допустить дальнейшего падения доходов населения, распространения рецессии на более широкий круг отраслей, стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях.
Результат: прекращение падения , квартальное изменение реальных денежных доходов населения, месячное изменение ВВП, индекса промышленного производства в обрабатывающей
промышленности, оборота розничной торговли, оборота платных услуг не ниже 0% к предыдущему периоду .
Этап 2 – восстановление - октябрь 2020 года – июнь 2021 года.
Обеспечить восстановительный рост экономики и рост доходов граждан и не допустить осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки.
Результат: восстановительный рост экономики , снижение уровня безработицы по сравнению с низшей точкой падения экономики, квартальные показатели ненефтегазового ВВП, реальных денежных доходов населения, достигли уровня не ниже 100% к 2019 г.)
Этап 3 - активный рост: июль - декабрь 2021 года.
Обеспечить устойчивый рост реальных доходов населения и активный экономический рост.
Результат: выход на устойчивые темпы экономического роста в соответствии с целевыми значениями Плана.
План состоит из комплекса мероприятий, однако авторы Плана видят 7 ключевых инициатив:
1. Рост реальных доходов граждан, восстановление занятости и спроса.
2. Поддержка и развитие МСП.
3. Запуск нового инвестцикла и улучшение делового климата.
4. Ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда, в т.ч. на основе цифровизации.
5. Увеличение экспорта и поддержка импортозамещения.
6. Восстановление и развитие пострадавших отраслей.
7. Повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам.
Поскольку нас в основном интересует меры развития и стимулирования предпринимательства, то остановимся на нем подробнее. План предлагает следующие меры:
1. Финансовая поддержка и сокращение издержек субъектов МСП. Если внимательно посмотреть список, то вы увидите, что почти все меры, указанные в нем, уже реализованы. Поэтому, видимо, иных мер финподдержки и сокращения издержек МСП в ближайшей перспективе мы не увидим:
1) предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (за исключением НДС) и страховых взносов 2020 г для субъектов МСП в наиболее пострадавших отраслях за 1 квартал 2020 года
2) освобождение субъектов МСП предпринимательства в наиболее пострадавших отраслях от платежей по налогам (за исключением НДС) и страховым взносам за 2 квартал 2020 года
3) уменьшение на 1 МРОТ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 2020 г. 2020 г. в фиксированном размере за расчетный период 2020 года для ИП, занятых в наиболее пострадавших отраслях
4) предоставление отсрочки платежей по кредитам субъектам МСП, предусматривающей перенос сроков уплаты процентов по кредиту и платежей по основному долгу за период с 1 апреля по 1 октября 2020 года
5) приостановление исполнения обязательств по кредитам (кредитные каникулы») для ИП, чей доход снизился более чем на 30% по сравнению с его среднемесячным доходом за 2019 год, и для субъектов МСП, включенных в перечень наиболее пострадавших отраслей
6) предоставление прямой безвозмездной финансовой помощи в апреле и мае 2020 г. для субъектов МСП наиболее пострадавших отраслях для решения текущих неотложных задач, в том числе обеспечения выплаты заработной платы в размере 1 МРОТ на одного занятого при условии сохранения занятости на уровне не менее 90 % численности по состоянию на 1 апреля 2020 года,
7) расширение программы субсидирования доступа к заемным средствам в рамках программы льготного кредитования путем либерализации ряда требований к заемщику и расширения возможности ранее выданных кредитов,
8) предоставление беспроцентных кредитов на неотложные нужды и выплату заработной платы в целях поддержки и сохранения занятости,
9) реализация кредитной программы поддержки занятости в части списания кредита при условии сохранения занятости на 1 апреля 2021 года,
10) увеличение для физических лиц, вставших на учет в налоговых органах в качестве плательщиков налога на профессиональный доход (НПД),
11) возврат налогоплательщикам НПД сумм указанного налога, уплаченного за налоговые периоды 2019 года
12) внедрение механизма поддержки ИП и субъектов МСП наиболее пострадавших отраслей в целях проведения мероприятий по профилактике коронавируса.
2. Совершенствование фискальных инструментов поддержки развития субъектов МСП.
1) установление условий налогообложения для МСП, утративших право на применение специальных налоговых режимов, редусматривающих плавное увеличение фискальной нагрузки на ОСН,
2) проведение информационно-разъяснительной кампании в целях обеспечения возможности плавного «бесшовного» перехода с ЕНВД на иные налоговые режимы,
3) снижение тарифов страховых взносов для всех субъектов МСП с 30% до 15% в отношении заработной платы работников в части превышения величины минимального размера оплаты труда,
4) уменьшение сумм налога, уплачиваемого ИП, применяющими ПСН, на суммы страховых взносов, в том числе уплачиваемых в фиксированном размере, а также с выплат работникам,
5) расширение перечня видов деятельности, в отношении которых при меняется ПСН,
6) отказ от индексации на период 2021 года страховых взносов, уплачиваемых ИП в фиксированном размере,
7) введение коллективного (семейного) патента.
3. Создание экосистемы для комфортной работы и развития МСП.
1) развитие инструментов фондового рынка в целях получения доступа к дополнительным источникам финансирования,
2) повышение возможности Системы быстрых платежей Банка России (СБП) в целях снижения их транзакционных издержек за счет расширения числа банков - участников СБП,
3) сокращение и упрощение представляемой финансовой, статистической и иной отчетности, включая отчетность, представляемую в государственные внебюджетные фонды, а также синхронизация представления такой отчетности,
4) внедрение информационной системы «УСН-онлайн» в целях обеспечения аналитического учета доходов в оперативном режиме и исключения обязанности представления налоговой декларации при меняющими УСН 6%, при применении ими ККТ,
5) обеспечение возможности обмена данными с банками в электронной форме с использованием Единого портала государственных услуг, в целях дистанционного предоставления верифицированных уставных документов из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также информации из налоговых органов для целей открытия расчетного счета и получения кредита,
6) обеспечение доступа ко всему спектру мер поддержки путем синхронизации действующих онлайн-платформ и сервисов поддержки в рамках единой Цифровой платформы в режиме «одного окна»,
7) введение института цифровой репутации с внедрением механизмов адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки на основе скоринга базы данных о субъектах МСП, созданной путем интеграции сведений из различных источников в рамках Цифровой платформы,
8) расширение факторинговых операций , в том числе через онлайн-платформу путем реализации цифровых прав за проведенные поставки России ,
9) развитие финансирования субъектов МСП с помощью краудинвестинговой платформы ,
10) снижение издержек хозяйствующих субъектов, связанных с реализацией кредитными организациями требований «противолегализационного» законодательства, путем создания на основе информационных систем Банка России платформы «Знай своего клиента», позволяющей классифицировать участников хозяйственной деятельности по группам риска на основании предоставленных Банку России полномочий,
11) разработка системы мер, направленных на развитие придорожной инфраструктуры, в целях реализации субъектами МСП товаров (услуг) в комплексных местах отдыха и обеспечения сервисами,
12) совершенствование правового регулирования отношений между агрегаторами информации о товарах , (услугах) (маркетплейсами) и поставщиками товаров (услуг) в целях расширения доступа субъектов МСП и самозанятых граждан к соответствующим каналам сбыта и защиты их интересов.
4. Риск-ориентированный подход к КНД.
1) формирование единых долгосрочных принципов и порядка установления и оценки применения обязательных требований ,
2) актуализация всех обязательных требований , соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), предъявляемых к ведению предпринимательской деятельности, в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» ,
3) закрепление новой системы регулирования КНД, предполагающей внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов контроля, создание системы
профилактики нарушения обязательных требований, механизма досудебного обжалования принимаемых решений,
4) закрепление новой системы регулирования разрешительной деятельности, предусматривающей новую структуру регулирования разрешений, реестровую модель ,
5) сокращение в 1,5-3 раза сроков получения ,
6) исключение необходимости переоформления лицензии в случаях изменения адреса (переименования улиц, географических объектов), наименования организации, места жительства предпринимателя и иных подобных случаях,
7) обеспечение внедрения реестровой модели в лицензировании
8. Оптимизация механизма направления уведомлений Федеральный закон Декабрь 2020 г. / Минэкономразвития
о начале осуществления отдельных видов Июль 2021 г. России
предпринимательской деятельности
9. Поэтапный переход на полностью безбумажное Федеральный закон Июль 2020 г. Минэкономразвития
взаимодействие органов контроля и проверяемых лиц России
при обмене документами
10. Ограничение существенного роста числа проверок в Федеральный закон Сентябрь 2020 г. / Минэкономразвития
2021 году по сравнению с 2020 годом, в том числе Декабрь 2020 г. России
ограничение оснований их проведения.