Найти в Дзене
РОЛЬФ

Кареты-маршрутки: история автобуса

Одним из изобретателей автобуса считают сэра Исаака Ньютона – того самого великого физика, математика и алхимика. Как и в случае с геликоптером да Винчи, в трудах Ньютона были обнаружены датируемые 1663 годом чертежи кареты с паровым двигателем. Через 300 лет на их основе было построено транспортное средство, и оно оказалось рабочим.

Да и вообще, англичане, признанные пионеры общественного транспорта, одними из первых поняли прелести автобуса – так же, как раньше первыми построили метрополитен. Представьте себе – метро появилось в 1863-м, на полвека раньше автобуса, который стал курсировать по Лондону лишь в 1903 году, хотя попытки выкатить на улицы Лондона электрический омнибус предпринимались еще в 1886-м, за 9 лет до появления бензинового аналога от Карла Бенца.

Да-да, всё новое – хорошо забытое старое. Модные нынче электробусы (автобусы на электрической тяге) на самом деле никакая не инновация. Они старше традиционных автобусов с ДВС. В России также серийное производство пассажирских электрокаров началось в 1901 году, за 2 года до автобусов с ДВС (те начал выпускать в 1903-м пионер отечественного автомобилестроения Петр Фрезе). Электробусы могли перевозить до 10 пассажиров со скоростью до 20 км/ч. Выпускал их московский авиазавод «Дукс» – в переводе с латыни «вождь».

Кстати, о латыни. Часто происхождение слова «автобус» выводят от automobile omnibus («самодвижущийся для всех»), но на деле все не так просто. Действительно, преемственность названия автобуса от его предка омнибуса налицо… но первый-то получил свое название вовсе не за демократичность, а в честь вывески на шляпном магазине во французском Нанте, рядом с которым находилась первая остановка общественного транспорта (это было еще в начале XIX века). Хозяин магазина Омнэ обыграл свою фамилию в латинском слогане «Omnes Omnibus» – «Всё для каждого», отчего пассажиры, собираясь в путь, говорили: «Пойдем к омнибусу». А окончание латинского дательного падежа впоследствии прилипло и к автобусу.

Первый регулярный автобусный маршрут был запущен еще в марте 1895 года. Случилось это вовсе не в столицах, а в германской глубинке – «автомобиль-омнибус» курсировал между небольшими городками Нетфен и Зиген в земле Северный Рейн-Вестфалия. Символично, что первым в мире водителем рейсового автобуса стал местный житель Карл Отто – однофамилец изобретателя бензинового двигателя.

Транспортное средство производства Benz, на бензиновом ходу, визуально напоминало и тогдашние дилижансы (только без коней), и… сегодняшние маршрутки, ибо вмещало 10 пассажиров: 8 внутри комфортабельного салона (даже с отоплением!) и двух – на «облучке» рядом с водителем. Хотя стоил первый автобус огромных на то время денег – 5000 марок, затея все равно оказалась прибыльной: уже в июле владельцы запустили на маршрут второй такой же автобус.

К сожалению, к зимней эксплуатации общественный транспорт оказался непригоден – в частности, постоянно слетали с ободов монолитные резиновые шины. В канун Рождества 1895 года автобусные перевозки закрыли, и возобновлены они были лишь через 10 лет – в 1906-м.

Между тем, россияне тоже могли бы занять в истории автобуса почетное место – прошения об открытии в Санкт-Петербурге регулярных автобусных линий подавались в Городскую думу с 1896 года, но неизменно отклонялись – до 1901 года, когда правительство города наконец «смилостивилось» и разрешило Ипполиту Романову выпустить на маршрут электрические омнибусы собственной конструкции. Однако обложило бедолагу такой данью, что предприятие оказалось невыгодным. Впрочем, у думы были свои резоны: считалось, что улучшение сообщения между районами приведет к падению стоимости жилья.

Поэтому на улицы российских городов автобусы выехали только в 1907-м, и вовсе не в Питере или Москве, а в Архангельске. Автобус был не отечественный – немецкий, фирмы NAG, зато на 26 посадочных мест. Было это летом, а уже 11 ноября автобусный маршрут был открыт и в Петербурге. А вот в Москве автобусы появились уже после революции – в 1922 году.

РОЛЬФ – это лидер российского авторитейла и автомобильный эксперт.

Понравился пост? Жмите палец вверх 👍 и подписывайтесь на наш канал. Здесь поднимают самые интересные и важные темы.

Рекомендуем прочитать: