Ранее речь шла о троллейбусах ЗиУ-683/6205, а сейчас будет продолжение данной темы. Речь пойдёт о тех решениях, что были сделаны не только в Уфе и Стерлитамаке, но и о решениях в других городах.
У техники всегда есть свой срок службы. По достижению определенных параметров (пробег, возраст, степень износа и т.д ) транспортное предприятие вправе решить дальнейшую судьбу.
Одним из таких решений являлся капитально-восстановительный ремонт (КВР) с заменой кузова.
В настоящее время это практически сошло на нет, но раньше данная мера была весьма популярна.
Суть сводится к тому, что завод-изготовитель поставляет троллейбус не целиком, а с отсутствием части деталей. Данное решение позволяет удешевить продукцию завода, а предприятию получить относительно новый ПС.
По сути, на предприятие поступает конструктор, который нужно собрать силами предприятия.
В Уфе же этим занимался ОАО "Башкирский троллейбусный завод" (БТЗ). Он проводил подобный ремонт как для одиночных троллейбусов, так и для гармошек.
ЗиУ-6205М
ЗиУ-6205М - это вариант КВР с заменой кузова в варианте кузова БТЗ-52761. Всего было собрано 15 машин - 3 для Уфы, 12 ушли в Стерлитамак.
Так как сборка велась в кузове БТЗ-52761, то получилось, что часть машин шла с одним типом маски,а часть - с новой, в соответствии с переходом с одного типа кузова на другой.
На данный момент всё троллейбусы, получившие старый кузов, уже списаны.
Всего осталось 5 экземпляров и все в новом кузове. Из них один в Уфе (не эксплуатируется с ноября 2015 года) и 4 в Стерлитамаке (по данным на 11.2020 - в эксплуатации 3 машины).
По характеристикам данные машины повторяют ЗиУ-6205.
Небольшие отличия:
- Схема дверей 2+2+2+2 (у водителей полностью отгорожена кпбина и есть своя дверь).
- Часть электрооборудования вынесена на крышу
- Заменена электронная начинка.
Тролза-62052.
ЗАО "Тролза" (бывший Завод им. Урицкого) также занимался поставкой кузовов для проведения КВР.
Тролза-62052.03 (62052Г) - троллейбус на основе кузова Тролза-62052, поставленный в Уфу в единственном экземпляре. Имел бортовой номер 2113.
Частично сборка проводилась на БТЗ, частично в депо. Главное отличие данной машины является использование электронной начинки уфимского производства. Из-за частых простоев и низкого уровня рентабельности был списан приказом № 24 от 17.01.2014
В Уфе иных модификаций нет, а вот Стерлитамак может похвастаться другими модификациями - 62052Б и 62052В.
Отличия -Б от -В заключается в системах управления: 62052Б идёт с РКСУ, а 62052В - с ТрСУ. При этом стоит отметить тот факт, что 2 машины 62052В являются полноценными троллейбусам, а не кузовами для проведения КВР.
Всего было 5 машин - 1 - 62052Б и 4 - 62052В. Из них в эксплуатации сейчас только одна машина модификации В.
Сборка данных машин производилась в Энгельсе, то есть, на заводе-изготовителе.
Отдельно стоит отметить машину с бортовым номером 1208. За свою жизнь данная машина пережила аж 2 модернизации. Первая модернизация - КВР с заменой кузова в Энгельсе, а вторая...
В один прекрасный момент в СТУ решили провести эксперимент - из гармошки сделать одиночный троллейбус. Результат данной модернизации вышел в августе 2010 года. И тогда началось - модернизация не понравилась руководству, дело дошло наказания соответствующих лиц. А сам факт данной модернизации не прошёл стороной и ЗАО "Тролза" - из имеющихся данных следует, что завод посчитал данные действия незаконными и требовал отстранения от эксплуатации. Но 25 декабря 2013 года данный троллейбус сгорел. Его даже не пытались восстанавливать, а спустя некоторое время списали.
Модернизация ЗиУ-683/6205 в других городах.
Но не везде КВР гармошек производится с заменой кузова.
Санкт-Петербург.
Для обновления в своём городе Питер привлёк Петербургский троллейбусный завод, который занимался капитальным ремонтом. Для ремонта старых гармошек здесь был разработан свой проект модернизации, который получил индекс БМ1.
На заводе не стали заниматься новым дизайном, а взялись за внутренние части - перенесли электрооборудование, заменили узлы и механизмы и т.д.
С постепенным обновлением подвижного состава данные троллейбусы потихоньку исчезают с улиц Петербурга.
Таким образом, скоро эти троллейбусы могут окончательно уйти в историю, ибо они эксплуатируются только в Санкт-Петербурге.
Барнаул.
Барнаул пошёл по питерскому пути. Здесь также отремонтировали 2 машины в местных мастерских. Ничего нового не придумывали, лишь вынесли часть электрооборудования на крышу.
Данные машины являются изюминкой барнаульского троллейбуса. Также стоит отметить тот факт, что это единственные гармошки за всю историю системы.
Красноярск.
Красноярск пошёл по своему пути - здесь полностью избавились от сочленённых троллейбусов. Большинство из этих гармошек укоротили, сделав из них обычные двухосные троллейбусы. Поэтому они и получили индекс, как у одиночек. В результате получилась смесь в виде одиночки с частью характеристик от гармошек.
Кривой Рог (Украина).
Пожалуй, это самый изощрённый вариант модернизации. Здесь проблематично найти черты старых ЗиУ-10. Мало того, что троллейбусы укорочены, так и здесь шли работы над дизайном. Вынос электрооборудования, замена дверей и стёкол, тонировка, расположение и формы светотехники - это только то, что бросается в глаза.
Кроме того свои особенности и у разных партий сборки. Например, отличия в светотехнике.
На данный момент непонятно, будет ли продолжаться работа над оставшимися гармошками или нет, ибо идёт поступления новых машин.
Пожалуй, на этом стоит остановиться.
Потребность в сочленённых троллейбусах, к сожалению, падает. Сейчас подобные машины в России закупает лишь Санкт-Петербург. Время покажет, какая будет тенденция дальше.
Благодарю за внимание!
Материал создан при поддержке каналов "Уфимский транспорт", Матвея Скворцова и группы "Уфимский электротранспорт"
#троллейбус #общественный транспорт #зиу #бтз #уфа #стерлитамак #санкт-петербург #барнаул #красноярск #кривой рог