С ростом финансового контроля растут и фактические полномочия банков по контролю расчетных счетов и совершаемых операций. Руководитель практики услуг частным лицам Parallel Legal Consulting Андрей Айвазов в экспертной колонке Realist Media рассказывает по каким причинам могут быть заблокированы расчетные счета, как минимизировать риск блокировки, а также как вывести деньги с заблокированного счета в России и за рубежом.
Российские банки
Одна из главных сложностей блокировок в российских банках – их внезапность. ФНС несколько раз напоминала банкирам об уголовной ответственности за предупреждение о возможной блокировке, так как оно может помочь организации вывести средства со своих расчетных счетов. В октябре этого года Минфин предложило законопроект, согласно которому блокировка счетов со стороны налоговой будет осуществляться только после 14-дневного предупреждения, однако на момент написания статьи перспективы этого законопроекта не ясны.
Помимо указания ФНС, к блокировке в России могут привести действия судебных приставов либо самого банка, преимущественно в рамках закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Причем легализация – понятие крайне широкое, его используют в том числе для блокировки «нежелательных» операций в рамках валютного контроля.
В случае с налоговой или приставами, важно понимать очередность платежей. Если кратко, то первая очередь платежей – компенсация вреда здоровью, вторая – по выплатам работникам в рамках исполнительных документов и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, третья – выплата налогов и текущих платежей сотрудникам, четвертая очередь – погашение долгов перед внешними кредиторами, пятая – все остальное.
Налоговая блокирует платежи четвёртой и пятой очередей, приставы – только платежи пятой очереди. Советую учитывать, что любые попытки банков заблокировать, например, выплату зарплаты сотрудникам в связи с блокировкой от налоговой незаконны.
Блокировка требует более детального анализа ситуации организацией. В первую очередь советую заранее грамотно структурировать свои сделки и по возможности делать это с привлечением внештатных специалистов – по опыту, финансовые директора и главбухи любят схемы «по старинке», которые уже не работают.
Например, не так давно финансовый директор моего клиента пыталась заплатить €17 млн роялти на Кипр по договору от 2010 года, по которому ни разу не было платежей. Банк начал запрашивать очень подробную информацию о кипрской компании, ее бенефициарах, сабстансе («экономическом присутствии»), причинах подписания договора. Правильных ответов на вопросы банка у финансового директора не оказалось, и банк решил, что операция производится с целью незаконного вывода средств за пределы России.
Если в случае с налоговой и приставами разблокировать счет можно, удовлетворив соответствующие требования, то во втором случае ключевым выступает общение с банком. Как и другим представителям бизнеса, российским банкам нужны клиенты, и обычно банк старается найти компромиссное решение. Иногда оно сводится к формату «закрывайте счет и забирайте деньги, но комиссия составит 15-30 % от суммы, поскольку средства подозрительного происхождения». Является спорным законность такого предложения, однако практика показывает, что его делают даже крупнейшие банки страны.
Главное в разговоре с банком о разблокировке счета – четкая аргументация. Вам нужно не столько убедить банк в правильности своих аргументов и добропорядочности операций, сколько доказать банку, что он сможет предоставить достойное обоснование для Росфинмониторинга или Центробанка по соответствующим счетам и платежам. Поверьте, банкам абсолютно все равно, что вы делаете со своими деньгами; финансовые организации боятся проверок и санкций со стороны регулятора: штрафы могут быть огромными, существует риск отзыва лицензии, а прибыль даже с крупных операций у банков не столь большая.
При разрешении вопроса о разблокировке счета (или проведении «рискованной» операции) банку важно понимать источник средств, цель сделок, попадает ли операция в список high-risk, насколько велика вероятность, что истинный смысл операций в легализации, финансировании незаконной деятельности или выводе средств за рубеж.
В рамках внутрироссийских операций подозрения банка, помимо очевидных платежей на сомнительных контрагентов, вызывают сделки, не имеющие отношения к бизнесу организации, внезапный рост объема операций, отсутствие или чрезмерно низкие/высокие платежи на поддержание деятельности (аренда, зарплата, коммунальные платежи). Отдельное внимание хочу обратить на большое количество однородных операций на сумму ниже 600 тыс. рублей – более крупные суммы попадают под контроль, и подобные операции могут трактоваться как умышленная попытка уйти от контроля банка.
Платежи за рубеж по умолчанию более подозрительны для банка, чем внутрироссийские. Старайтесь избегать прямых выплат на офшорные юрисдикции, а также в страны, с которыми Россия не сотрудничает в вопросах финансовой и налоговой информации. Если ваш бизнес работает со странами, которые находятся в зоне риска с точки зрения легализации (в основном это государства Ближнего Востока, Африки, Центральной и Южной Америки, ряд стран Азии), а также с офшорными юрисдикциями, советую создавать промежуточные компании в странах, банки которых могут более эффективно работать с соответствующими регионами, чем Россия.
Зарубежные банки
Многие холдинги имеют структуры за пределами России, а их бенефициары – личные счета в Швейцарии, Люксембурге и других популярных финансовых центрах. Правила взаимодействия с иностранными банками отличаются от принципов работы с банками в России. Поскольку в подавляющем большинстве развитых стран нет валютного контроля, средства перемещаются более свободно как между банками, так и между юрисдикциями. Однако западные банки предъявляют более высокие требования к подтверждению как источника средств (source of funds), так и источнику благосостояния в целом (source of wealth).
Популярная ошибка россиян, приводящая к блокировкам заключается в том, что они подтверждают только источник средств, не задумываясь об источнике благосостояния. У банка в связи с этим возникает вопрос: «Мы поняли, что Вы получили 10 млн от продажи недвижимости (бизнеса, интеллектуальной собственности, и т.д.), а откуда у вас этот актив? Как вы достигли соответствующего финансового уровня?». И на этот вопрос в 80 % случаев у клиентов нет достойного ответа.
Блокировок в западных банках нужно избегать любой ценой: общайтесь с банком, давайте информацию, подготовленную заранее. Если в России в случае неправомерных, по вашему мнению, действий банка можно пойти в суд и достаточно быстро получить решение, то в Европе процессы могут быть в разы дольше и в десятки раз дороже.
Однако преимущество многих западных банков в том, что о возможной блокировке вы получите несколько намеков, которые позволят скорректировать свои действия. В случае, если блокировка случилась, ключевым опять же является взаимодействие с самим банком. Как и в России, западные банки отчитываются перед своими регуляторами, плюс к этому добавляется неофициальное неодобрение ими того факта, что финансовые институты открывают счета россиянам. Паспорт России вызывает в 2020 более легкую «аллергию», чем это было пять лет назад, однако рассчитывать на такое же отношение в Швейцарии россиянину, как, например, немцу или американцу не приходится.
Ключевое при переговорах с западными банками о разблокировке счета – доказать, что происхождение средств является легальным, а также то, что вы не используете свои «белые» средства для того, что помочь легализовать их кому-то еще. При это само понятие «белых» средств к России у западных банкиров неприменимо. Считается, что деньги, заработанные в 90-е и 00-е, полностью свободными от незаконной составляющей быть не могут. Максимум, чего можно добиться – чтобы деньги в глазах европейского банка стали «приемлемо чистыми».
Добавляет сложностей и то, что во многих развитых финансовых центрах Центробанк дает коммерческим банкам деньги практически бесплатно, а иногда и по отрицательной ставке. Это значит, что депозиты большинству банков особо не интересны. Такие банки зарабатывают на собственных инвестициях.
На что обратить внимание
1. Помните, что всегда ключевой составляющей является взаимодействие с банком. Попытка перенаправить разбирательство в суд или финансовому регулятору без активных попыток разрешить вопрос с вашим банком – плохая политика, которая просто приведет к тому, что блокировка будет как минимум долгой.
2. Бороться с блокировкой счетов лучше всего превентивно. Помните, что вам надо убедить не столько банк, сколько помочь банку собрать аргументацию для Росфинмониторинга.
3. Некоторые организации активно «играют» с очередями выплат при блокировке счетов, однако надо учитывать, что чрезмерная активность в этой сфере может привести к обвинениям в уклонении от уплаты налогов.
4. Зарубежные банки больше обращают внимание на источник благосостояния частного лица или акционера компании, чем российские, которым важно подтвердить лишь легальность средств, проходящих по соответствующей сделке.
5. Следует избегать прямых платежей из России в страны, которые считаются высокорисковыми (офшоры, нестабильные и коррумпированные регионы). Всегда есть промежуточные юрисдикции, через которые работать удобнее и безопаснее.
Читайте также: есть у меня компания или я есть у нее?