В моих статьях уже дважды затрагивалась тема о лучших учебниках (вот здесь и здесь) по математике. К сожалению, идеального учебника, наверное, ни по одному предмету нет. Хороший учитель при подготовке к уроку вынужден использовать массу дополнительных пособий. Почему это так? Давайте разберёмся на примере учебников по математике для 5-6 классов (тем более, есть вероятность, что наш разговор поддержит один из авторов учебника! Да, он читает наши статьи и пишет комментарии. Спасибо Вам, А.В.! Было бы отлично, если бы кто-нибудь ещё из авторов вступал в полемику с простыми учителями здесь, на просторах Интернета, но более никто не спускался с небес, увы!).
Итак, лично мне не хватает во всех учебниках:
1. Заданий по теме для продвинутых школьников. Заданий двух типов: технически более сложных, но в рамках темы изучения (для "шустриков", как я называю таких детей про себя), и "олимпиадных", но опять же по теме изучения (для "умников", так я обозначаю в своих конспектах кому предназначено задание).
В качестве примера могу привести задания одного и другого рода.
Итак, "техническое" задание из пособия Ершовой А.П., Голобородько В.В. "Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 классов" к теме "Распределительное свойство умножения" для своих "шустриков" приходится выписывать на краю доски (ведь надо место оставить для основной работы, а лучше, если бы прямо в учебнике были такие задания).
Вычислите: 17 * 53 + 17 * 47 - 92000 : (46 * 17 - 46 * 7)
Или по теме "Решение уравнений", в которой предлагаются решить уравнения типа 2х+5=11 или (2 + х):3 = 40; я предлагаю "шустрикам" такие уравнения: ((100 - 4х)*16 + 33) : 17 = 17
Они вызывают бурный восторг у класса, честно! Дети любят решать "длинные" примеры/уравнения! Только почему-то их нет в действующих учебниках по математике!
А вот пример для "умников" по теме "Натуральные числа": задача из олимпиады (МОШ 2018):
Сумма 2018 натуральных чисел равна 2018. Какой станет сумма, если одно из слагаемых увеличить в 10 раз? Ответ объясните.
Иногда такие задачи попадаются и в самих учебниках. У меня есть папка по 5 классу, в которую я помещаю их. Если ученик справился со всем запланированным объёмом заданий на уроке, я выдаю такое задание, а потом быстро его проверяю, т.к. решение хранится в той-же папке (точнее - это тетрадь на кольцах с файлами формата А5).
2. Тематического задачника на повторение. Мне хочется в конце учебника (скорее всего это даже займёт половину страниц учебника) увидеть стройную систему задач на повторение (от простого к сложному). В настоящий момент, чтобы повторить с учениками, например, принцип решения задач на движение, их надо выискивать по всему учебнику. Причём после сложной задачи может идти лёгкая, т.е. системы в повторении нет. Особенно ярко это видно в учебнике для 6 класса. Все мы понимаем, что нельзя не повторять материал 5 класса в 6 классе. А этого ни в одном учебнике нет! К каждому уроку в 6 классе приходится придумывать задания из 5 класса, выстраивать эту систему повторения.
3. Заданий на "практическое" применение математики. Такие задания стали встречаться в различных диагностических работах. И даже при написании сценария урока в МЭШ (Московская Электронная Школа) есть требование включать в каждый урок задачу по типу Всероссийских или Международных исследований.
Вот один из примеров таких задач:
4. Задач, где надо что-то раскрасить или расшифровать. Т.е. не хватает задач на развитие интереса к предмету. Мне очень нравились Рабочие тетради Лебединцевой Е.А. и Беленковой Е.Ю. Но, их сняли с производства, да и закупать рабочие тетради учащимся запрещено. Но они чудесные! Вот бы соавторами учебников были бы эти женщины!
И ещё я очень хочу, чтобы учебники по математике были не просто красочными, а супер-красочными. В этом плане мне нравится оформление альманахов (и журналов) "Квантик".
Уважаемые авторы! Объединитесь и напишите идеальный учебник математики! Один учебник для 5 класса и один для 6-го! Не надо писать комплект: учебник+задачник+рабочая тетрадь - это слишком дорого даже для школы! Напишите один учебник! И не бойтесь, что он будет слишком "толстый" - уберите из учебника задания, которые можно поместить в книгу для учителя.
Например, в широко используемом учебнике Н.Я. Виленкина, очень часто встречаются задания для устного счёта (цепочки - столбики). Я их очень люблю, но использую так: к доске вызываю нескольких человек. Остальные пишут в тетради. Я не говорю из какого номера я диктую примеры - это детям не нужно! Я просто их диктую. Даже если я перейду на учебники другого авторского коллектива, то эти столбики останутся на моих уроках! Так почему их (эти столбики) не поместить в книгу для учителя?
Что касается интерактивных приложений к учебнику.
Я очень хочу, чтобы там были видео-объяснения всех тем и решения типичных задач, записанные не монотонно, и короткие по времени. Мне нравятся объяснения-мультки (для детей с клиповым мышлением самое то) или вот такие блогеры... Но не скучные и занудные видео, которых большинство: что в РЭШ (Российская электронная школа), что в Инфоуроке, Интернетуроке и других ресурсах).
Интерактивными должны быть и задания к каждому пункту (параграфу) учебника. Ведь с помощью таких заданий ученик может сделать самопроверку. Кстати, мне нравится интерактивное приложение к учебнику Н.Я. Виленкина, плохо, что результат может увидеть только сам ученик, а учитель нет. Поэтому нужны, безусловно, и задания для проведения проверочных работ. Мне нравится, как устроен в этом плане Сайт Гущина "Сдам ГИА: Решу ЕГЭ" (об этом я уже писала): есть набор, сгруппированных по темам задач с коротким и развёрнутым ответом. Учитель может воспользоваться как готовым вариантом, так и создавать свои. Результаты учеников учитель увидит и статистику тоже увидит, а ученикам можно писать комментарии как в целом к работе, так и к отдельным заданиям.
Интерактивное приложение, конечно, должно быть не на диске к учебнику (какие уж сейчас диски!), а размещено в Интернете в виде сайта. Товарищи авторы учебников! Дорогие господа! Давайте уже идти в ногу со временем! То, что вы выдаёте за электронное приложение к учебнику - таковым не является!
И ещё: мне бы очень хотелось иметь координаты авторов учебника, которым напрямую можно было бы сообщать о своих пожеланиях. Так, в учебнике Н.Я. Виленкина 5 кл. в новом издании так и не исправили опечатку в № 657 (л). Если бы такая связь была, то учителя могли бы оперативно сообщать о таких опечатках, а авторы вносить изменения.
Это мои основные пожелания. Коллеги, а какие пожелания у вас к учебникам? Давайте обсудим в комментариях!