Приветствую Вас на моем канале!
Сегодня я хочу рассказать о двух совершенно разных книгах, объединенных одним именем - именем Клода Моне, одного из известнейших художников-импрессионистов.
Год назад мне попалась замечательная книга Росса Кинга - "Чарующее безумие. Клод Моне и водяные лилии". Росс Кинг - мастер биографического жанра, скрупулёзно изучивший письма художника, а также письма и воспоминания его многочисленных друзей и почитателей его таланта, на основе которых он написал прекрасную книгу, читающуюся с большим интересом.
Книга описывает последние годы жизни Клода Моне и охватывает период с 1914 по 1926, т.е., вплоть до смерти художника.
В возрасте 73 лет Моне крепко обосновался в Живерни, тогда малоизвестной, а теперь прославленной на весь мир французской деревне, в которой живописец разбил великолепный сад с рукотворными прудами и водяными лилиями.
Пресса тут же поторопилась списать Моне со счетов, сообщив читателям о том, что прославленный мастер удалился на покой.
На самом деле уже немолодой, нездоровый, постоянно сомневающийся в своих силах художник только приступил к грандиозному проекту, завершившему всю его творческую и земную жизнь - созданию масштабного цикла пейзажей с водяными лилиями.
Книга Росса Кинга рассказывает о всех радостях и сложностях, сопровождавших работу над этим проектом.
Летом 1914 года грянула Первая мировая война.
Лично я останусь здесь, пусть даже эти варвары решат меня убить: я умру среди своих холстов, видя плоды трудов всей моей жизни.
Так писал Клод Моне в одном из своих писем спустя чуть меньше месяца после начала войны.
Слишком много воспоминаний хранят эти места. Здесь прошла большая часть моей жизни; словом, лучше умереть здесь, рядом с моими работами, чем спастись, но бросить все, чем я жил, на потребу мародерам и врагам.
Несмотря на помощь и поддержку своих друзей и почитателей, многие из которых были известными и влиятельными людьми во Франции, он, как и все, испытывал тяготы и тревоги, связанные с войной. Преодолевал Моне их благодаря упорству и трудолюбию, не покидавшим художника практически до последних дней его жизни.
Моне старался внести свою лепту в дело победы. Он занимался благотворительностью в пользу раненых солдат и их семей. Также живописец передал в дар две пастели с видами Темзы на нужды сирот.
Вскоре после подписания перемирия, ознаменовавшего окончание войны, которое случилось 11 ноября 1918 года, в Живерни приехал Жорж Клемансо, давний друг Моне, видный политический деятель Франции по прозвищу "Тигр".
Газеты превозносили Клемансо, как "освободителя" Франции. Затянувшаяся война вызвала внутри страны острый кризис, для преодоления которого президент Франции Раймон Пуанкаре назначает в ноябре 1917 года Клемансо премьер-министром. "Тигр" уже занимал эту должность с 1906 по 1909 год. На этот раз, формируя правительство, он оставил себе и портфель военного министра. Таким образом в его руках оказалась не только гражданская, но и военная власть. Жесткая политика и решительные действия Клемансо во главе правительства привели Францию к победе, за что к имевшемуся у него прозвищу «Тигр» добавилось новое: «Отец победы».
Визит Клемансо в Живерни прошел в привычной атмосфере, которую еще один посетитель назвал "дружеским радушием". Друзья долго обедали в знаменитой желтой столовой. Поводов для радости было несколько: окончание войны, встреча после продолжительного, почти годового перерыва, недавний день рождения Моне (встреча произошла 18 ноября, а за четыре дня до этого, 14 ноября, Клоду Моне исполнилось 78 лет).
После обеда была прогулка по саду, посещение большой мастерской художника. Один из журналов так описал в колонке светских новостей этот визит: "В тот день Тигр переселился в джунгли - и был совершенно счастлив".
Все последующие годы после войны Клод Моне посвятил в основном созданию Grande Decoration - "Больших декораций", грандиозного творения, которому даже не сразу нашлось достойное место для его демонстрации.
Идея, зародившаяся еще в самом начале войны, и представлявшая собой изображение воды, водяных лилий и других растений на огромной поверхности, воплотилась в реальности лишь спустя много лет. Трагическая смерть сына Моне, Жана, в 1914 году, как ни странно, положила конец долгому упадку сил, который наступил после смерти второй жены художника, любимой Алисы. Спустя несколько месяцев после похорон Жана, Моне начал свои Grande Decoration.
Смерть близких не один раз толкала художника к мольберту, видимо так он старался забыться в лихорадочной работе, полностью погружаясь в нее.
Моне писал Grande Decoration до конца жизни не только потому, что стремился к некоему совершенству, будучи очень строгим по отношению к себе и своему творчеству, но и потому, что без этой работы художник словно боялся утратить последний смысл в жизни. Он как будто чувствовал, что закончив свой колоссальный труд, должен будет покинуть это мир.
На этих картинах есть одна интересная деталь: нижний правый угол одного из огромных полотен остался не тронутым кистью.
Росс Кинг пишет в своей книге:
Как истории Шахерезады и бесконечная пряжа Пенелопы, Grande Decoration должен был оставаться незавершенным.
Моне ушел из жизни 5 декабря 1926 года. Две недели спустя двадцать два огромных полотна вынесли из мастерской Моне в Живерни. Их переправили в Париж, чтобы сфотографировать в Лувре, а затем отправили в Оранжери, в овальных залах которого аккуратно развернули почти девяносто метров живописи...
Невозможно описать в одной скромной статье всё, о чем повествует замечательная книга Росса Кинга. Сколько интересных фактов, событий и личностей в ней упоминается!
Эта книга - большое исследование огромного труда великого художника, тщательное, вдумчивое, подробное, после которого совсем по-другому начинаешь воспринимать не только эти картины, но и все творческое наследие удивительного живописца.
Остается сказать лишь несколько слов.
Открытие галереи Моне в Оранжери состоялось лишь в мае 1927 года. Официально музей был назван Музеем Клода Моне в Оранжери-де-Тюильри. Но это было не самое лучшее место для такой выставки. Не об этом мечтал Клод Моне.
В залах было плохое освещение. Музей недостаточно популяризировался. В музее устраивались другие выставки, один из залов какое-то время использовали в качестве склада. Однажды картины завесили фламандскими шпалерами, а еще был случай, когда на холсты попала вода, проникнув сквозь вощеное световое окно. Поль-Эмиль Писсарро, младший сын художника Камиля Писсарро и крестник Моне, видя такое пренебрежение, сказал, что Моне похоронили дважды: в первый раз в 1926 году, когда он умер, а второй раз в 1927 году, при открытии выставки в Оранжери.
Моне после смерти много критиковали. На какое-то время он словно ушел в тень. Возрождение интереса к его творчеству и личности началось после Второй мировой войны.
Но "Водяным лилиям" еще не скоро предстояло выплыть из мутных вод забвения и пренебрежения. Мало того, что во время Второй мировой войны, в августе 1944 года, одно из полотен было повреждено, а осколки извлекли только двадцать лет спустя (!); так еще в 1966 году для проведения новой выставки над овальными залами Моне была создана пристройка, полностью закрывшая и без того скудный естественный свет. Работы оказались погребены в мрачном подземелье.
Лишь в конце ХХ века, в 1996 году было принято решение перестроить здание. Спустя десять лет после этого судьбоносного решения и долгих и дорогостоящих работ, продлившихся с 2000 по 2006 год, Оранжери открылся вновь.
Сегодня дом, сад и картины Клода Моне являются одними из самых популярных достопримечательностей Франции.
Оранжери стал популярным музеем, который ежегодно посещает около миллиона человек. Наконец-то грандиозный замысел Моне обрел достойное помещение, состоящее из двух овальных залов, в которых создается эффект погружения, причастности и созерцательности. Полотна, созданные долгими годами трудов и творческих мучений, ныне купаются в потоках естественного света и заслуженного восхищения благодарных зрителей.
***
Вторая книга, о которой я хотела рассказать в этой статье, совершенно другая. И тем не менее, она также достойна внимания. И она также связана с именем Клода Моне и деревней Живерни.
Это книга французского писателя, популярного автора детективов, профессора Руанского университета, Мишеля Бюсси, "Чёрные кувшинки".
Этот роман получил высокую оценку критиков и удостоился пяти литературных премий.
Мое внимание он привлек своей принадлежностью к жанру классического детектива, который я очень люблю. А также тем, что связан с именем и творчеством одного из моих любимых художников - Клода Моне.
Начинается роман с небольшого предисловия автора, окрывающегося цитатами:
Моне показывает нам не реальный мир, а его видимость.
Ф. Робер-Кемпф, "Орор", 1908
Нет, нет! Только не чёрное! Не для Моне! Черное - это не цвет!
Жорж Клемансо. Из надгробной речи на похоронах Клода Моне
(Мишель де Декер, "Клод Моне", 2009)
Далее автор говорит о том, что описание деревни Живерни максимально соответствует действительности.
Все упомянутые в книге места существуют на самом деле:
...отель "Боди", ручей Эпт, мельница "Шеневьер", школа, церковь Святой Радегунды, кладбище, улица Клода Моне, Шоссе Руа, Крапивный остров, не говоря уже о розовом доме Моне и пруде с кувшинками.
Также правдивы сведения о жизни и творчестве Моне и о других упоминаемых в книге художниках-импрессионистах. Из газет взята информация о похищениях произведений искусства.
Все остальное это плод фантазии автора.
Детектив Бюсси интригует с первых строк. Сюжет повествует о трех совершенно разных женщинах, живущих в Живерни. Разных по характеру, возрасту... по всему. Все происходит в течение тринадцати дней - с 13 по 25 мая 2010 года. Каждому дню посвящена одна глава. Есть еще заключительный, "День четырнадцатый. 26 мая 2010 года". Это развязка романа. И меня она просто поразила!
Финал на пике эмоций, немного щемит сердце… По-настоящему гениально!
Уэст Франс
***
В заключении добавлю только то, что читала я эти совершенно разные по содержанию книги в одно время, параллельно. Я люблю читать сразу несколько книг. Для кого-то это странно, для кого-то вполне обычно.
Лично для меня чтение книги Росса Кинга наполнило особым смыслом детектив Мишеля Бюсси, сделало его более живым и ярким. Я себе очень хорошо представляла деревню и ее жителей. Дом Клода Моне, пруд с кувшинками.
В этих книгах нет ничего общего. Одна - документальный биографический труд, увлекательный, но полностью основанный на реальных фактах. Вторая - детектив, чистый вымысел, за исключением вышеперечисленных моментов.
Объединяет их две вещи: имя Клода Моне и место действия - прославленная благодаря знаменитому художнику деревня Живерни.
Притягательность творчества Моне и очарование Живерни настолько сильно для некоторых людей, что способно подвигнуть их на создание чего-то нового, подчас совершенно далекого от живописи. К примеру, на написание детектива.
Спасибо, что дочитали мою статью! Понравилось? Ставьте, пожалуйста, лайк!)
Подписывайтесь на мой канал!
Возможно, Вас заинтересуют другие мои статьи:
Королева английского романтического детектива с королевским именем.
Романтичные книги с загадками и тайнами прошлого.
Магическая книжная подборка.
Всегда Ваша Джульетта.