Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. По настоянию родителей Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета — изучал право и экономику.
Василий Кандинский выбрал карьеру живописца достаточно поздно — в тридцать лет. В 1896 году в Москве проходила выставка французских художников, среди картин были полотна Клода Моне. Василия Кандинского потрясла его работа «Стог сена»: «Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей». Примерно тогда же он услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», которую назвал «осуществлением моей сказочной Москвы». Под двумя этими сильнейшими впечатлениями Кандинский решил оставить работу и стать профессиональным художником.Василий Кандинский выбрал карьеру живописца достаточно поздно — в тридцать лет. В 1896 году в Москве проходила выставка французских художников, среди картин были полотна Клода Моне. Василия Кандинского потрясла его работа «Стог сена»: «Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей». Примерно тогда же он услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», которую назвал «осуществлением моей сказочной Москвы». Под двумя этими сильнейшими впечатлениями Кандинский решил оставить работу и стать профессиональным художником.
Он был не только неординарным художником и талантливым музыкантом, но и теоретиком искусства. Его книги стали источником вдохновения для многих поколений живописцев, а изложенные в них идеи, порой парадоксальные, не утратили актуальности по сей день.
«Каждый цвет вызывает душевную вибрацию, и каждая вибрация обогащает душу» – вот лишь один из множества тезисов Василия Кандинского. Революционер, изменивший представления о форме, цвете и его воздействии на человека. Кстати, сам художник мог работать только при естественном освещении. А ещё Кандинский был синестетиком, он буквально слышал цвет, каждый – ассоциировал с нотой. Художник умел играть на виолончели и фортепиано.
Начав с фигуративной живописи, художник через импрессионизм постепенно двигался к абстрактному искусству.
Мысль о беспредметном искусстве витала в воздухе и была отражена в творчестве Василия Кандинского. Однажды вечером в сумерках он увидел потрясающее полотно, прислоненное к стене мастерской. Художник был поражен сочетанием красок и с удивлением понял, что это его работа, стоящая в перевернутом виде. В тот момент его осенило - важно не то, что изображено на картине, а то какие мысли и эмоции она вызывает у зрителя.
Так начался период абстрактного искусства, а Кандинский стал его первооткрывателем.
Первую абстрактную акварель написал в 1911 году. Кандинский вывел собственную теорию об эмоциях, которые выражает каждый цвет, и основных цветовых контрастах. Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция. Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. Художник опубликовал свою книгу «О духовном в искусстве». В ней он рассуждал об ассоциациях, которые вызывают у зрителя каждый цвет, линия и геометрическая фигура. Например, теплый красный он сравнивал с ощущением силы и энергии, глубокий зеленый — с предчувствием, а серый называл «безнадежной неподвижностью». Василий Васильевич пояснил, что живопись — это та же музыка, поэтому образы неважны: чтобы получить ощущение гармонии, по его мнению, достаточно цвета и формы.
В 1914 году абстракционист начал работать над вторым теоретическим трудом, который получил название «Точка и линия на плоскости». Он увидел свет в 1926-м.
Он был тем, кто освободил картину от ограничивающего представления и создал основу для эволюции абстракционизма. Его огромное влияние на мир искусства навсегда изменило способ восприятия живописи. Он стремился передать глубокую духовность и глубину человеческих эмоций через универсальный визуальный язык абстрактных форм и цветов, которые выходили за рамки культурных и физических границ.
Кандинского считают своим в России, Германии, Франции, где он подолгу жил, преподавал и получил гражданство. Но сам себя он считал русским. В мире он известен как основоположник авангарда, один из создателей творческой группы «Синий всадник», преподаватель легендарной школы прикладного искусства и дизайна «Баухауз», его картины запрещали, относили к «декоративного искусству», несмотря на это в современной истории искусства его картины являются рекордсменами на аукционах и пользуются огромным спросом.
Великий русский художник Василий Васильевич Кандинский умер 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нейи, расположенном в коммунах Пюто и Нантер под Парижем.
Сегодня работы художника стоят миллионы долларов – как и предсказывала его супруга Нина Кандинская, которая после смерти мужа долго отказывалась продавать его картины. В жизни Кандинского были взлёты и падения, периоды безденежья, жёсткой критики, но он ко всему относился философски и верил в лучшее. Однажды написал: «Все ужасающие вещи, которые переживают люди сегодня, в конечном счёте ведут к духовному пробуждению. Когда наступит этот момент, я не могу сказать. Может, в каком-нибудь двухтысячном году…?»