Найти тему

Мы проиграли.... Последние дни Хассо.

О том, как у Хассо обстояли дела со здоровьем, я рассказывала в этой статье. Повествование остановилось на том, что после операции Хассо восстановился и, несмотря на некоторые неизлечимые нюансы, в целом продолжал жить достаточно активной и интересной жизнью.

И в то же время каждый день мы жили как на вулкане - в любое время могли вылезти метастазы или ещё какая хрень. Особенно я боялась этого в первую пару месяцев после операции. Каждый прожитый день был почти подарком. Но постепенно это ощущение "как на вулкане" стало ослабевать и уже начало казаться, что раз до сих пор всё было и есть благополучно, то и дальше всегда так будет. Появилась какая-то беспечная надежда, что Хассо проживёт ещё долго-долго и все будут удивляться, что надо же, старенький, а живёт и живёт...

Метастазы не вылезли, зато вылезло другое. Через 4 месяца после операции пошли на плановое УЗИ. Оно показало, что метастаз нет, в этом плане всё хорошо. Зато показал сильную почечную недостаточность, анализы были плохие, креатинин и мочевина очень высокие. И ещё из-за удалённой селезенки был понижен гемоглобин. Хотя по его поведению, самочувствию, аппетиту ничего не было заметно, Хассо ел хорошо, играл, был активным.

Также оставалась непролеченной простата. Чтобы вернуть простату в нормальное состояние, была показана кастрация, но кастрировать было нельзя из-за низкого гемоглобина, овчар мог не перенести операцию. Поэтому сперва нужно было увеличить уровень гемоглобина и в целом стабилизировать всё состояние и тогда уже можно было говорить о кастрации. В общем, назначили лечение для почек и для поднятия гемоглобина, сказали через 2 месяца снова сдать кровь. Два месяца должны были быть примерно в середине июля 2018 года.

Помимо этого я ещё захотела узнать состояние его сердца, чтобы у меня была полная картина его здоровья. УЗИ сердца было назначено на 11 июля.

Всё было нормально до воскресенья 8 июля. Я давала ему препараты 2 раза в день для почек, колола железо для повышения гемоглобина и ждала 11 июля - день УЗИ сердца. Мне казалось, что всё будет хорошо, почечные показатели придут в норму или около того, гемоглобин повысится и будем жить дальше.

Утром 8 июля Хассо отказался от еды, хотя всегда ел хорошо. С уговорами, через "не хочу" кое-как поел, но не съел своей обычной порции. Я ему намешала повкуснее и, всё ещё надеясь на лучшее, мы поехали в клинику.

Сдали кровь - почечные показатели с прошлого раза намного ухудшились. Если в прошлый раз они были очень высокие, то на этот раз были ужасные, зашкаливающие. Креатинин - 915.... Всё лечение, выписанное в прошлый визит, не помогло. По словам врача с такими анализами уже даже гемодиализ не поможет и на улучшение не стоит рассчитывать. Максимум - ещё какое-то непродолжительное время поддерживать на нынешнем уровне, но всё равно ухудшение неизбежно.

Пошли тут же на капельницы - теперь их надо было делать постоянно. Как только перестанем, так сразу пойдёт ухудшение. Но поскольку в клинике это делать слишком дорого, мы сделали там только одну капельницу, остальные я стала делать дома. Выкупила целую аптеку, там и капельницы, и внутримышечно, и таблетки, и растворы внутрь... Директор с работы выдал 5000 руб. безвозмездно на лечение, не в счёт з/п или аванса, а просто так.

И вот с воскресенья 8 июля пошло стремительное ухудшение, уже ничто не помогало. Каждый новый день появлялись какие-то новые изменения в состоянии в худшую сторону. Вечером было хуже, чем утром, а утром на следующий день было хуже, чем вчера вечером. Обратный отсчёт....

Сперва Хассо перестал есть обычную повседневную еду, но продолжал есть вкусняшки. Потом, что было ожидаемо, стал отказываться и от вкусняшек....

В понедельник 9 июля я заметила, что он пошатывается при подъёме и спуске по лестницам. Пошатывался он сперва изредка, но с каждым новым выходом на улицу всё чаще и чаще. Его как бы внезапно заносило вбок, но он удерживался на ногах и потом шёл как обычно. В этот же день он упал на бок, залезая в такси, и провалился между передними и задними сидениями. Лежал на спине, лапы кверху, и смотрел беспомощно, не понимая, что случилось. Мы с водителем вытащили его, положили аккуратно на сидение. Я с ужасом смотрела на всё это, и всё более чётким становилось осознание, что это всё, лучше не будет....

В среду 11 июля мы должны были идти на УЗИ сердца, но уже было понятно, что это ни к чему и ничего не даст. Я позвонила в клинику и отменила заявку. Как раз в этот день, 11 июля, мы последний раз погуляли на улице, сходили до аптеки. Хассо уже был слабенький, шёл медленно, но при этом нёс пуллер в зубах. Он хотел играть и бегать, и на обратном пути из аптеки по привычке повернул на наше место, где мы всегда играли. Побегал там немного, но было заметно, какой тяжелый и медленный стал у него галоп. После нескольких раз он перешёл на рысь и было видно, что очень устал. Потихоньку пошли домой.

Утром в четверг я уже не решилась выводить его на улицу. Слишком тяжело ему было.

Со среды он перестал самостоятельно справлять малую нужду вообще, и даже ничего отжать руками уже не получалось. Пришлось купить и научиться вставлять катетер. Катетер помогал, но даже и тут приходилось выдавливать. Без выдавливания мочи выходило очень мало. До среды я ещё надеялась, что хотя бы капельницами продержу его несколько месяцев, может, хоть до зимы или НГ. Но со среды по всем этим признакам уже стало очевидно, что не то что до зимы, но даже до августа он не доживёт.

Надо было отпустить его в эти дни, но я не могла. Ведь он вот только сегодня ещё играл, нёс пуллеры, интересовался окружающим миром, нюхал собачьи форумы на улице... В квартире подходил к окну и нюхал доносившийся с улицы воздух, прислушивался к звукам.... Как отпустить?...

Ел он всё хуже и меньше. То, что с аппетитом ел день-два назад, сегодня уже не хотел. Тогда я решила, что пока он ещё хоть что-то ест, надо накормить его повкуснее. Белок ему сейчас уже не повредит, ему сейчас ничто не повредит, и напоследок стала кормить измельчённой печёнкой и всем самым вкусным, что могла купить. Скоро он и от этого откажется....

В четверг купила ему последний мяч. Хассо с азартом прыгнул на него, поймал лапами, начал грызть, но быстро устал и мяч так и остался неразодранным на клочки. В пятницу он ещё немного поиграл в пуллер, не вставая с подстилки. Лежал и жевал...

В субботу 14 июля я хотела переложить пуллер на другое место, протянула руку, и Хассо внезапно быстрым движением, опередив меня, дотянулся и схватил пуллер зубами, ещё погрыз немного, а потом всё, уже больше не притронулся к нему.

В пятницу вечером поставила последнюю капельницу, хотя смысла в них уже не было. После этого вытащила катетер из вены, т.к. прошло уже 5 дней, а катетер можно оставлять в вене не более чем на 5 дней. Ставить новый катетер ещё на 5 дней смысла не было, капельницы очевидно не помогали.

Всю эту последнюю неделю с понедельника я спала с ним на полу около подстилки, держа его за лапу или за ошейник. Во-первых, чтобы быть рядом и сразу подскочить к нему, если вдруг что. А во-вторых, просто не могла оставаться где-то там, когда ясно-понятно, что Хассо уходит.

С субботы 14 июля стало понятно, что жить ему осталось 2-3 дня. В понедельник мне надо на работу..... Но как уйти на целый день, оставив его одного в таком состоянии? Он же может уйти без меня.... Допустить это было невозможно. Нет, только не без меня. Только со мной, у меня на руках. Я много раз брала телефон, чтобы вызвать на дом ветеринара и тут же в истерике отбрасывала его, не в силах позвонить. Так мы дожили до воскресенья.

Большую часть времени Хассо уже лежал, но часто поднимал голову и смотрел, следил за мной и Бертой. Вставал мало, шатался. Всё больше и больше ложился плашмя, на бок, хотя потом поворачивался на живот и клал голову на лапы, как обычно спал всегда и как обычно лежат собаки. Со стороны могло показаться, что Хассо отдыхает, как всегда, но я видела, что это не как всегда, это уже всё....

В воскресенье 15 июля я наконец-то после многих попыток позвонила врачу и вызвала на дом. Потому что завтра уже понедельник и надо идти на работу на весь день.... Я полагала, что ветеринар приедет сразу, тут же в ближайшее время, но у него график был расписан и самое быстрое, когда он мог приехать - это в понедельник рано утром, часов в 6-7. "Хорошо, приезжайте", - сказала я.

В воскресенье несколько раз были моменты, когда мне казалось, что уже всё, больше Хассо не встанет. Он лежал плашмя и не шевелился, только дышал потихоньку. "Потерпи, Хассо, осталось чуть-чуть, скоро всё закончится" - я не могла поверить, что произношу эти слова...

Но потом он снова вставал, ходил по квартире, подходил к чашке, много пил всю последнюю неделю, потом опять ложился. Поднимал голову и смотрел на окно, нюхал доносившийся ветер. Я принесла ему с улицы несколько камней, ветки, траву понюхать. Хассо по-прежнему было всё это интересно и я не могла уместить в голове, что завтра утром будем его отпускать.

Так прошла ночь, которую я почти не спала, только забывалась минут на 5-10 и тут же просыпалась. Хассо ушёл с подстилки на линолеум, я положила ему под голову полотенце. На нём осталось несколько капель крови из носа.

В 6 утра позвонил ветеринар и поинтересовался, актуальна ли ещё вчерашняя договорённость. "Да, актуальна, приезжайте". В 7 часов он был у меня, а в 7.25 Хассо отпустили... Это было в понедельник 16 июля.

Выиграли 8,5 месяцев у смерти. Хассо мог умереть как минимум 3 раза. В первый раз его могли бы усыпить в приюте через 1-2 недели, как возрастного, с хроническими болячками и бесперспективного в плане пристройства. Это не точно, но и совсем отрицать тоже нельзя.

Второй раз - он бы умер в тот день, когда случился заворот желудка, причём умер бы в жутких муках, если бы не оказался экстренно в клинике. Третий раз - умер бы от опухоли на селезёнке чуть попозже, может, в феврале - начале марта. И это не считая того, что просто вряд ли бы пережил зиму, если бы не попал в приют и остался бы на улице в холоде и голоде.

Но, блин, как же мало мы успели... Мы хотели погулять везде в окрестных лесах и по области, съездить в посёлки, на Голубые озёра, на Чусовую... И почти никуда не съездили... А ещё я хотела походить с ним на занятия к кинологу по следовой работе и по коррекции поведения, чтобы устранить агрессию к мелким собакам. Правда, агрессию к мелочи я устранила сама с помощью пуллеров, но всё же... И ничего не успели вообще... Всегда кажется, что ещё много времени, а потом оказывается, что его резко уже больше нет....

-3

Рубрикатор-навигация по каналу: здесь (список всех публикаций по разделам в конце статьи).

Другие интересные статьи:

"Нужна порода, которая хорошо ладит с детьми". Почему меня бесит эта фраза.

"Я не живодёрка!", или логика, ты здесь ночевала?

Хассо и кошки. Два прикольных случая.

Поддержка канала лайками, комментами, репостами, равно как и подпиской на оный крайне желательна. Благодарю всех читающих. Следите за новыми публикациями. :)