Небольшое полотно Григория Чернецова из собрания Музея-квартиры А. С. Пушкина в Петербурге принято трактовать всего лишь как предварительный эскиз к его монументальной картине «Парад и молебствие на Царицыном лугу по случаю окончания войны в Царстве Польском 6 октября 1831 года». На самом же деле перед нами – считавшееся утраченным изображение «турецкого» парада, состоявшегося в сентябре 1829 года по поводу успешного завершения войны против Османской империи.
Григорий Чернецов, хотя состоял к тому времени в штате придворного ведомства в должности художника-батальера, пошел смотреть парад по собственному почину, посчитав, что художнику непростительно пропускать столь значительное событие.
Посулив сторожу на водку, он пробрался на крышу дома Салтыкова, в котором в пушкинские времена располагалось Австрийское посольство (ныне – СПб государственный институт культуры), и оттуда зарисовал вид на военный плац с частью Суворовской площади, где собралась толпа зрителей. Поэтому, кстати, едва различимые фигурки людей на картине слева вверху на крыше углового здания не причуда художника, а реальные свидетели парада, которые пробрались на самую верхотуру.
«Торжество было удивительное и давно небывалое, – отмечал сам Чернецов в своем дневнике. – Необыкновенное стечение народа, который был даже на крышах домов».
Едва ли не сразу же, движимый исключительно творческими порывами, художник принялся писать эпохальный парад. Уже 2 октября, то есть через десять дней, колоритная, многонаселенная, с ясным и выразительным сюжетом картина была готова. Присутствие «в кадре» памятника генералиссимусу Суворову – победителю турок в былые времена – одна из примет, указывающих на «турецкий» окрас исторического события, изображенного на холсте.
Известно, что государь похвалил автора картины, хотя и не удержался от того, чтобы не посетовать на якобы нарушение в картине порядка дислокации на плацу перед маршем отдельных полковых подразделений. Чернецов оправдывался тем, что он делал все свои зарисовки с натуры. Царь в свою очередь попенял полиции за отсутствие надлежащего надзора за соблюдением регламента построений.
Впрочем, памятный визит к царю закончился для штатного художника дворцового ведомства ничем: заказа на создание масштабного полотна на тему недавно состоявшегося торжества не последовало (в талант баталиста Чернецова в окружении государя тогда не поверили). Однако первый опыт обращения мастера к жанру батальной живописи не прошел даром. И когда спустя два года в Зимнем дворце задумались о создании монументального полотна о взятии русскими войсками мятежной Варшавы, вспомнили о Чернецове...
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.