Кураторы и посетители малой Третьяковки – значительного художественного музея в Рязани повторяют одну и ту же историю: если в определенный день и час встать перед портретом молодой женщины, изображение, как по волшебству, начнет оживать.
Искусствоведы не верят в мистику и готовы, как любые ученые, кинуться на поиски логики даже там, где ее практически нет. Портрет баронессы фон Диргардт и высокий интерес к нему они вовсе не считают чем-то особенным. И не в какие шевеления, разумеется, не верят.
Рязанский художественный музей обладает поистине роскошной художественной коллекцией русских и европейских мастеров. Работа Филиппа Ласло – жемчужина коллекции. Это потрясающий женский портрет, созданный автором в 1899 г., и ставший гораздо известнее самого художника.
Но это только в России, зарубежом имя Ласло ассоциируется с лучшими портретами аристократии конца 19 века. Он писал папу Льва XIII, членов королевской семьи и представителей знатных семей Европы.
Нежный женский образ Ласло хорошо характеризует авторский стиль. По нашим личным наблюдениям, у художника есть определенный секрет, который мы раскроем позже. И он не имеет ничего общего с мистикой.
Многочисленные «свидетели» аномальной активности изображения сообщают следующее: дважды в год при определенном освещении баронесса словно оживает – глаза увлажняются, щеки наливаются румянцем, тонкий шарфик на шее колышется от незримого потока воздуха. Наиболее внимательным зрителям баронесса может подмигнуть или послать легкую улыбку. Все это, разумеется, лишь усиленное впечатление от работы, созданное талантливым Ласло.
Определенное освещение способно создать эффект движения, но не более. Однако авторская техника Ласло вправду уникальна. Они писал свои портреты гениально, сохраняя живость эмоций и подвижность лица. Как это возможно?
Если изучить композицию внимательно, можно заметить что верхняя и нижняя часть лица на портрете выражают разные эмоции. Большие влажные глаза кажутся грустными, готовыми пустить сентиментальную слезу, тогда как губы показаны в намеке на веселую улыбку. Именно это несоответствие создает резонанс, заставляя зрителя путаться в настроении героини, метаться взглядом по ее лицу и ловить несуществующее движение.
Портрет баронессы фон Диргартд, как и все работы Ласло, являет собой пример удачного сочетания умелого рисовальщика и опытного психолога, которым, по умолчанию, являлся каждый по-настоящему успешный портретист.