В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» стартовал федеральный проект «Экспорт услуг». Его цель – увеличение объема зарубежных поставок российских сервисов до $ 100 млрд в год.
Из иностранных контрагентов отечественному бизнесу проще всего взаимодействовать с компаниями стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Но чтобы избежать двойного налогообложения и недопонимания с проверяющими органами, необходимо знать, как правильно вести налоговый и бухгалтерский учет операций с такими партнерами.
Прямое определение термина «экспорт услуг» в главном налоговом документе страны (НК РФ) отсутствует, но оно есть в п. 8 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Согласно его тексту внешняя торговля услугами – это оказание услуг, включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг. Способы экспорта услуг установлены в ст. 33 указанного закона:
• с территории РФ на территорию иностранного государства;
• на территории РФ иностранному заказчику услуг;
• российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
• российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства.
Палитра предоставляемых на экспорт услуг очень велика – от транспортировки грузов и разработки специальных приложений до настройки оборудования ядерных электростанций.
Нормативы налогообложения услуг между странами ЕАЭС
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014) в его состав вошли пять государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Приложение № 18 к этому договору называется «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». В разделе IV «Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» этого приложения (в п. 28 и 29) содержится вся необходимая информация относительно налогообложения экспорта и импорта услуг между странами – участниками ЕАЭС.
Еще перед рассмотрением вопроса налогообложения услуг партнерам из Евразийского союза следует сделать важное определение: все субъекты бизнеса из стран – участников ЕАЭС при своем взаимодействии в вопросах налогообложения ВЭД услуг должны руководствоваться только приложением № 18. Национальное налоговое законодательство в данной ситуации неприменимо. Точное соблюдение в своей деятельности соответствующих положений позволит избежать взаимного недопонимания, ошибок и двойного налогообложения.
Кроме того, следует отметить, что в нашей стране о прерогативе международных договоров над национальным налоговым законодательством российским участникам ВЭД со странами ЕАЭС напоминает также п. 1 ст. 7 НК РФ. Согласно ему, если международным договором, который подписан нашей страной, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятые в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров. Так что порядок определения места реализации работ и услуг для целей НДС, установленный в приложении № 18, применяется при работе с партнерами из таможенного союза в первую очередь.
Услуги с привязкой к месту
Услуги согласно положениям п. 2 приложения № 18 – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления такой деятельности. К ним также относятся передача лицензий, предоставление патентов, торговых марок, авторских прав или иных подобных нематериальных благ. Поскольку услуги не имеют материального выражения и определить место их оказания каждый из участников сделки может по-своему, в приложении № 18 четко закреплены соответствующие правила для целей налогообложения.
Согласно п. 28 взимание косвенных налогов при оказании услуг осуществляется в том государстве – члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ по переработке давальческого сырья). В пункте 29 установлены основные критерии определения места реализации и начисления косвенных налогов при оказании различных видов работ и услуг:
• по месту нахождения недвижимого имущества;
• по месту нахождения движимого имущества;
• по месту оказания услуг;
• по месту нахождения заказчика услуг;
• по месту нахождения исполнителя услуг.
По месту нахождения недвижимого имущества
Подпункт 1 п. 29 приложения № 18 гласит, что местом реализации работ, услуг признается территория того государства – члена ЕАЭС, на территории которого находится недвижимое имущество, с которым непосредственно связаны выполняемые работы или услуги. Положения этого подпункта применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества. Например, российский подрядчик строит или ремонтирует в Минске здание или иной объект недвижимости. В этом случае вне зависимости от государственной принадлежности собственника объекта работы и услуги у отечественного производителя НДС по законодательству РФ облагаться не будут. В силу вступают положения налогового законодательства Белоруссии. Если подобные услуги или работы происходят на территории РФ, то НДС будет взиматься по НК РФ.
По месту нахождения движимого имущества
Подпункт 2 устанавливает, что работы, услуги, непосредственно связанные с движимым имуществом, например транспортными средствами, находящимися на территории государства – члена ЕАЭС, облагаются налогом на территории этого государства-участника. Например, российский партнер ремонтирует подвижной состав белорусского заказчика на станции в Белоруссии или иной другой страны ЕАЭС, отличной от РФ. В таком случае у российского ремонтника его услуга не будет отражена в налоговой базе по НДС по НК РФ. Стоит отметить, что в указанном пункте существует небольшое исключение: его действие не распространяется на услуги по аренде транспортных средств. В данном случае существует особый порядок налогообложения (подп. 5 п. 29 приложения № 18).
По месту оказания услуг
Третьим параметром, который учитывается для налогообложения услуг на экспорт, является место их оказания. Такое правило устанавливает подп. 3. К подобным случаям он относит услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта, оказанные на территории государства – члена ЕАЭС. Местом реализации услуг не будет являться территория РФ, если такие услуги оказаны вне ее территории. При этом неважно, кто эти услуги оказывает и кто получает – российское или иностранное лицо. К примеру, российское предприятие организует и проводит концерты в столице Киргизии. Собранная выручка от культурного мероприятия в декларации по НДС российского организатора мероприятия найдет свое отражение в разделе 7 декларации по НДС как услуги, местом реализации которой не является территория РФ, и налогом облагаться не будет.
По месту нахождения заказчика услуг
Место нахождения заказчика услуг как место оказания услуг для целей налогообложения определяется п. 4 приложения № 18.
К услугам по стране заказчика этот пункт относит:
• консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;
• работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;
• услуги по предоставлению персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя.
Положения настоящего подпункта применяются также при:
• передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав;
• аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств;
• оказании услуг лицом, привлекающим от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, предусмотренных настоящим подпунктом.
На основании этого же пункта определяется место оказания услуг и посредника, привлекаемого для привлечения описанных выше услуг.
По месту нахождения исполнителя услуг
К данной категории услуг, при осуществлении которых НДС уплачивается по стране исполнителя, относятся все прочие услуги, не поименованные в п. 1–4 раздела IV приложения № 18 к договору ЕАЭС. Отдельно выделены и внесены к такому виду услуг аренда, лизинг и предоставление в пользование на иных основаниях транспортных средств. (подп. 5 п. 29).
В заключение описания определения мест оказания услуг хочется отметить, что правильное и документальное закрепление места оказания услуг непосредственно в договоре с контрагентом из ЕАЭС со ссылкой на соответствующий пункт приложения позволит не только избежать взаимных ошибок и двойного налогообложения, но и претензий со стороны фискальных органов. Кроме того, при определении цены услуги, оказываемой иностранному партнеру, следует сразу установить с ним ее размер и состав. Следует определить, входит ли в согласованную с ним цену сумма косвенного налога или он начисляется поверх цены, определенной сторонами.
Как не платить НДС
Согласно положениям Приказа ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.11.2019) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» для отражения необлагаемых НДС операций в налоговой декларации используется раздел № 7.
Для отражения операций, местом реализации которых не признается территория РФ, согласно п. 44.1 указанного приказа необходимо:
1) В графе 1 раздела 7 декларации по НДС отразить коды операций в соответствии с приложением № 1 к приказу. Для рассматриваемых нами видов услуг применяется код 1010821 «Реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория РФ в соответствии с п. 29 приложения № 18». На основании его налоговый орган определит, что экспорт услуг, помеченных этим кодом, осуществлялся в страны ЕАЭС.
2) В графе 2 по каждому коду операции по реализации работ и услуг, местом реализации которых не признается территория РФ, налогоплательщиком отражается стоимость реализованных работ и услуг, местом реализации которых не признается территория РФ в соответствии с п. 3 и 29 приложения № 18 (подп. 44.3 приказа).
Если местом оказания услуг партнеру из союзного государства будет определена территория РФ, то обложение таких услуг НДС осуществляется на основании положений п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке 10% или 20%, то есть на общих основаниях. Отражение оборотов по таким операциям в своей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость российский исполнитель услуг должен произвести по строке 010 (20%) или 020 (10%) раздела 3. Следовательно, налоговые вычеты по таким операциям также будут осуществляться на общих основаниях, то есть согласно положениям ст. 171 НК РФ. А отражение их налогоплательщик произведет по строке 120 налоговой декларации по НДС.
Налоговый вычет
С 1 июля 2019 года Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ внесены изменения в подп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ. Согласно новой редакции сумма «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций по оказанию услуг, местом реализации которых не признается территория РФ, принимается к вычету в общеустановленном порядке. Ранее суммы таких налоговых вычетов включались в состав расходов по налогу на прибыль. Но до февраля 2020 года однозначной эта ситуация при работе с партнерами из ЕАЭС для российских налогоплательщиков не была.
Дело в том, что в подп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ имеется ссылка только на ст. 148 НК РФ, а п. 29 приложения № 18 в этом подпункте не указан. Точка в этом вопросе была поставлена Письмом Минфина РФ от 18.02.2020 № 03-07-13/1/11084. В данном документе он допускает при оказании партнерам из ЕАЭС не облагаемых НДС услуг, если они оказаны вне территории РФ, включение суммы входного налога в состав вычетов на основании положений подп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ. Свой вывод министерство основывает на том, что для целей применения п. 4 и 4.1 ст.170 НК РФ к операциям, подлежащим налогообложению, относятся также операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых согласно п. 29 приложения № 18 не признается территория РФ.
Налог на прибыль
При расчете налога на прибыль место оказания услуг, как при расчете НДС, уже роли не играет. Исключением из этого правила является случай наличия у российского исполнителя постоянного представительства в стране оказания услуг. В общем порядке вне зависимости от места оказания для отечественного исполнителя услуг ставка налога на прибыль не меняется. Если его плательщик пользуется методом начисления, то доходы должны быть признаны им на дату оказания услуг или на последний день налогового периода, в котором они оказаны. Второе утверждение будет верно при условии, что исполнитель свои услуги оказывает постоянно в течение более одного налогового периода (п. 2, 3 ст. 271 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ размер доходов от реализации услуг определяется на основании данных первичных и иных подтверждающих документов.
Прямые расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, исполнитель услуг в соответствии с абзацем третьим п. 2 ст. 318 НК РФ может отнести в полном размере на уменьшение доходов от реализации услуг данного периода. Косвенные расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего периода (абзац первый п. 2 ст. 318 НК РФ).
Как было указанно выше, порядок расчета налога на прибыль
на оказываемые услуги в странах ЕАЭС зависит от двух условий:
1. Наличие постоянного представительства у российского исполнителя в стране оказания услуг.
2. Срок исполнения услуг.
Постоянное представительство
Наличие постоянного представительства в стране оказания услуг влияет на место уплаты налога на доходы (в России это налог на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ). Если такое представительство у исполнителя есть и услуги оказывались именно через него в стране ЕАЭС, то в таком случае налог уплачивается в стране оказания услуги по правилам местного налогового законодательства.
Такой порядок уплаты налога, как правило, устанавливается в международном соглашении РФ с другими иностранными государствами. Например, согласно п. 1 ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 28.12.1996 «Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество» прибыль от коммерческой деятельности, полученная предприятием договаривающегося государства, облагается налогом только в этом государстве, если только это предприятие не осуществляет коммерческую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное в нем постоянное представительство. Если предприятие осуществляет коммерческую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное в нем постоянное представительство, прибыль предприятия может облагаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
Наша страна имеет подобные соглашения об избежании двойного налогообложения со всеми странами ЕАЭС. И во всех содержатся положения по вопросу налогообложения дохода, полученного через свои постоянные представительства. Кроме того, такое же условие содержится и в ст. 31 НК РФ. В ней сказано, что доходы, полученные через постоянное представительство на территории иностранного государства, облагаются налогами в соответствии с законодательством этого государства. Подтверждение вышесказанного содержится также в письмах контролирующих органов. Например, в Письме УФНС России по г. Москве от 05.03.2010.
Срок исполнения услуг
Вторым (и не менее важным) фактором, влияющим на порядок формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль у российского исполнителя услуг, является срок их исполнения. Когда он превышает один отчетный (налоговый) период и при этом поэтапная сдача услуг заказчику договором не предусмотрена, порядок признания доходов в налоговом учете по таким сделкам устанавливается предприятием самостоятельно (п. 2 ст. 271 НК РФ). В такой ситуации у него есть право учитывать доходы пропорционально времени оказания услуг или пропорционально произведенным затратам для исполнения части долгосрочных услуг за налоговый (отчетный) период.