Найти тему

Багаж знаний – чемодан без ручки

Выражение «багаж знаний» в отношении малограмотных учащихся звучит издевательски. Это тот случай, когда «багаж» оказывается чемоданом без ручки. Большинство видело больше правил, чем моя бабушка, которая писала на газете вместо тетради в школе для поволжской бедноты в послереволюционную пятилетку. При этом её письмо всю жизнь было безупречно, а учащиеся, загруженные репетиторами по самые уши, – малограмотные дисграфики, и никакое знание морфологии тут не помощник.

Родители хотят помочь чаду выбраться из двоек, но мало кто может внятно сформулировать свою цель.

На вопрос «каковы ваши задачи?» они отвечают так:

– чтобы изучил русский язык;

– чтобы выучил правила;

– он же родился в России, стыдно не знать свой родной язык!

Эти ответы неудовлетворительны.

«Выучить язык» – это цель иностранца, а не носителя языка.

«Знать язык» означает «понимать иноязычную речь и уметь на ней говорить», а не писать без ошибок на родном языке.

Немало идеально грамотных людей не знают содержания учебников. Учебник может быть неплох как продукт, но опорой при письме он стать никому не может, потому что ставит задачи, отличные от поддержки дисграфиков.

Наглядно видно, что тренировочные упражнения ничего не тренируют; время и нервы, потраченные на добровольные домашние диктанты, в лучшем случае потрачены впустую, а тупое переписывание непригодных для этого текстов с целью «запоминать, как слова пишутся» в ряде случаев при злоупотреблении формирует невротические реакции с разнообразными выходами, как-то: гиперкинез (по-простому, нервный тик), энурез (недержание мочи) и логоневроз (заикание). Зато все эти ритуалы создают иллюзию полезной деятельности, чтобы инициатор экзекуций (таковым чаще всего является кто-то из взрослых) после этого мог спать со спокойной совестью. До следующей двойки.

Тащить багаж, нагруженный склонениями и видами глаголов, – всё равно что в отпускной баул запихать на всякий случай мясорубку и рубанок. Сами по себе предметы, в общем-то, нужны, но не здесь, не тогда и не тому, кто несёт баул.

Абсурдность такого «багажа знаний» тем более впечатляет на фоне нулевого кругозора и тотальной дезинформированности учащихся, которых родители приводят, чтобы поправить грамотность. Они, за редким исключением, не могут ответить на простые вопросы: в каком районе проживаешь, какой предмет нравится, куда хотел бы пойти с друзьями или с родителями, какую книгу прочёл хотя бы одну («забыл», «не знаю») , какую музыку слушаешь («никакую»), какие современные группы или исполнителей можешь назвать («никакие»). Будучи жителями нашего города, они не ориентируется в городской среде, не понимают, в какой район их возят на занятия (мы находимся в центре, у метро «Маяковская»).

В группе только что отучившихся подростков 12-17 лет практически никто не знает значения большинства элементарных слов. Среди них – «иллюминация» («это окно»), «циновка» («это бумажка, где написано, сколько стоит» или «продавщица на рынке»), «груздь» («человек типа грузина», «груз»), «виадук» («птица такая», «лекарство»), «абитуриент» («что-то учебное», «он из Австралии»). Лишь двое из группы смогли назвать три реки или канала (кроме Невы), которые текут в нашем городе. Никто из приходящих к нам учащихся 6-8 классов (все из СПб) никогда не слышал ранее выражения «Царскосельский лицей». На вопрос, что это за лицей, где он находится, в ответ недоуменное смущение. Восьмиклассница, к которой обратили этот вопрос лично, сказала: «Не знаю. Может, для царей...и... селей». То, что все они – люди интернета, к сожалению, миф. Подавляющее большинство наших учащихся средних групп (6-8 кл.) никогда не пользовались поисковыми системами и другими источниками информации, а некоторые слово «википедия» слышат впервые и не знают, что это такое. Почти никто из учащихся старших групп (9-11 кл.) не смог назвать ни одного сетевого сми, включая молодежные, та же участь постигла и популярных блогеров с ютуба. Не имеют привычки обращаться к источникам информации и их родители, которые так же, как и дети, за последнее пятилетие не прочли ни одной книги, не могут назвать ни одного современного автора, порекомендовать интересное чтение или сетевой паблик. Далеко не все из их родителей, как выяснилось, умеют пользоваться персональным компьютером, будучи уверенными в том, что интернет – это инстаграм и вотсап в смартфонах, которые они используют исключительно для того, чтобы вести в чатах бессмысленную бытовую переписку. При этом они повторяют штампы, что в тотальном невежестве их детей (но не их самих, уж конечно) виноваты телефон, ЕГЭ, школа, в которой «плохо учат», плохая программа («не то, что в советское время»). Возможно, школьная программа и далека от совершенства, а к школьным учебникам есть масса вопросов. Однако это никак не может объяснить нулевой кругозор, критический дефицит словарного запаса, отсутствие каких-либо интересов и полную дезориентацию в современных реалиях и городской среде за пределами родительского автомобиля. Их родителям надо обратить свой взор на себя, а не перекладывать ответственность за серость своих отпрысков на внешние факторы и не транслировать затасканные невежественные штампы о пагубном влиянии ЕГЭ и смартфонов. Однако это вряд ли когда-либо произойдет: таким людям трудно и стыдно признать свою личную несостоятельность – гораздо легче, делая большие глаза, заниматься охотой на ведьм. Впрочем, немало и таких, кого втайне устраивает интеллектуальная безынициативность и непросвещенность чада, потому что в неведомых им самим «опасных» информационных просторах, книгах, а особенно музыкальных клубах и арт-центрах таится, по их мнению, много плохого. То ли дело «багаж знаний» в виде бесполезной, но зато безопасной ручной клади, пусть это даже чужой казенный чемодан без ручки, передаваемый из рук в руки за полным отсутствием каких-либо собственных культурных и познавательных ценностей и ориентиров.

Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей"
Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей"