Найти в Дзене
Раиля Иксанова

Урок естествознания

Шел 1955-й год. Халида училась в четвертом классе. Их в семье было трое детей. Два старших брата, Камиль и Наиль, очень любили свою единственную сестричку.
Отца призвали на фронт осенью 1944 года. А в январе 1945 года получили последнее письмо от него. Барый писал, что приближаются к границе Германии. Три письма, полученные от него, хранятся дома до сих пор. Их берегут, как зеницу ока.
Мама, Амина, Сафа – кызы, работала на МТС (машинно-тракторная станция), в общежитии. В ее обязанности входило варить, стирать, убираться в комнатах жильцов. В основном проживали в общежитии в летне - зимний период комбайнеры и трактористы. Работы в колхозах и совхозах хватало всегда.
Амина имела за плечами три класса, поэтому помогать в учебе детям не могла, да и не было у нее времени на это. У вдовы после основной работы и дома занятий по хозяйству было немало: корову подоить, сварить, постирать и заштопать детскую одежду. Мальчишки были хорошими помощниками: и воды навозят на санках флягами, дрова напилят ручной пилой, сами же кололи и таскали в дровяник.
В их небольшой деревушке, где проживала Халида, не было даже начальной школы. Вместе с братьями ей приходилось ходить пешком в соседнее село четыре километра каждый день, кроме выходного дня.
Камиль и Наиль учились не хуже других, старались получить хорошие знания, для того чтобы после окончания школы поступить в вуз и получить высшее образование. Это было желание их отца и матери, которые сами не смогли выучиться в трудные довоенные годы.
Халида росла смышленой девчонкой, училась также на четверки и пятерки. Редко получала даже тройки. Но тот злополучный день она запомнила на всю жизнь. Не передать словами, в каком состоянии она была, когда получила свою первую двойку!
В те далекие пятидесятые годы был предмет - естествознание. Письменные работы она выполняла всегда добросовестно. А вот по устным предметам могла иногда схалтурить. Хотя как сказать. Память у Халиды была отличная, поэтому она не удосужилась в тот вечер даже открывать учебник.
Учительница Нурия – апа склонилась над журналом, думая, кого бы вызвать к доске. У Халиды на душе было спокойно, потому что тема была легкая. Она была небольшого росточка и вертелась на месте, как юла. Решила поделиться с соседкой по парте, Альфией, какой- то интересной новостью и вдруг услышала свою фамилию.
— Хафизова, к доске! Расскажи, пожалуйста, что такое соль и где и как ее применяют. Халида уверенно вышла к доске и начала бойко рассказывать материал предыдущего урока слово в слово Нурии Акрамовны.
То, что соль кладут в суп, картошку без соли не поешь, это было известно ей и без уроков естествознания. А вот она никак не ожидала, что учительница задаст и другие вопросы, на которые ответы можно было найти в учебнике. Все дело в том, что «нерадивая» ученица не потрудилась даже открыть дома учебник.
— Ай-яй-яй, как тебе не стыдно, Хафизова! Садись, два! Я напишу записку твоей маме, а ты ее обрадуешь, конечно, своими успехами. Надеюсь, что подобное больше не повторится с тобой.
Через несколько дней снова был урок естествознания. Это был открытый урок. Проверить знания учащихся пришла завуч Насима Афзаловна. Тема урока была уже другая, но опрос был опять по теме «Соль». Халида сидела на уроке тихо, как мышь.
Когда Нурия Акрамовна склонилась над журналом, выискивая очередную «жертву» для опроса, Халида была спокойна, как удав, потому что уже отвечала на этот вопрос на предыдущем занятии. Но когда услышала свою фамилию, ее бросило в жар от неожиданности и несправедливости со стороны учителя. В их классе было больше двадцати учащихся и неужели нельзя было опросить кого- то другого. Хотя бы ее соседку Альфию, которая училась с ней наравне.
Если в тот раз Халида выходила к доске уверенной походкой, то в этот раз шла она, медленно передвигая ногами, обутыми в черные валенки.
И снова повторила точь – в - точь слова Нурии Акрамовны, слава Богу, памятью обладала она отменной. А только учительница осталась недовольной ее ответом. В дневник поставили очередную двойку за одну и ту же тему. Как было обидно и стыдно Халиде! Но это полбеды. А настоящая беда состояла в том, когда прозвучали слова Нурии Акрамовны:
— Халида, ты плохо учишься, не оправдываешь доверия школы, которая подарила тебе новые валенки. Раз такое дело, придется забрать их у тебя, а мы отдадим эту обувь прилежному ученику или ученице.
У Халиды все поплыло перед глазами, словно пол ушел под ногами, и она готова была упасть в обморок. Сколько радости она испытала, когда та же Нурия - апа после уроков вызвала ее в учительскую и попросила примерить валенки. Сначала девчушка хотела выбрать валенки красного оттенка, но ей посоветовали взять валенки черного цвета. Эти новые валенки были первые в ее жизни, потому что ей приходилось донашивать после братьев, и даже когда- то ходила в лаптях, достававшихся после Камиля и Наиля. И вдруг эта молодая учительница, которую она боготворила, стала ее врагом номер один. Да и как она смеет так поступить с ней, зная, что отец Халиды воевал и погиб на фронте. А сама Халида ни разу не видела его в лицо. Да и сам Барый ни разу не видел свою дочурку, потому что ребенок в то время, когда он уходил защищать свою Родину, жил еще в утробе матери.
Халида не помнит, как прошла эти четыре километра до деревни и, прибежав к маме на работу, бросилась в её объятия и стала рассказывать, захлебываясь слезами, жаловаться на Нурию-апа, которая решила лишить ее любимых и теплых валенок.
Амина прижала крепко к себе дочурку, поглаживая ее ласково шершавыми мозолистыми руками и приговаривая:
— Никто не отберет, у тебя, наивная девчонка, твои валенки.— А только это тебе урок, доченька, что учиться надо добросовестно, а не тяп- ляп, как ты хочешь.— Впредь запомни, что дело надо доводить всегда до конца. — Представь себе, если бы твой отец и другие солдаты относились к службе несерьезно, разве мы смогли бы победить врага? То- то и оно.
Это была первая и последняя двойка в школьной жизни у Халиды.

Кыз – в переводе с татарского языка дочь.
Апа - в переводе сестра.

Фото из личного архива автора. Я с коллегой в школе.