Найти тему
В поисках красоты

🌺 Почему я разочаровалась в Эрмитаже: всего 3 причины.

Оглавление

(Важно: здесь и далее по тексту статьи под Эрмитажем понимается здание главного музейного комплекса)

В условиях закрытых границ и разного рода ограничений одним из немногих доступных ресурсов для поиска красоты остаются отечественные музеи и выставки.

Тем более, что дополнительным бонусом в условиях новой реальности является строгий лимит количества их посетителей — теперь можно спокойно бродить по многочисленным залам в поисках чего-нибудь этакого, а не толкаться в огромной толпе разномастных туристов…

Библиотека Николая II в Эрмитаже, октябрь 2020
Библиотека Николая II в Эрмитаже, октябрь 2020

Именно так я думала, решив посетить один из самых интересных музеев нашей страны — знаменитый Эрмитаж. До этого у меня имелся вполне успешный опыт посещения музея Фаберже в новом, ограниченном формате, а потому ожидания от Эрмитажа были очень радужные.

Вот только, как оказалось, музей государственный и музей частый — вещи совершенно разные, а отечественная бюрократическая система может убить на корню любое, даже самое позитивное начинание.

Итак, для всех тех, кто, подобно мне, решил, что вынужденный период ограничений — удачное время для знакомства с отечественными достопримечательностями, на примере Эрмитажа рассказываю почему это не совсем так и стоит ли оно того.

Общее впечатление.

Большинство из нас имеет вполне четкое и сформированное представление о богатствах этого знаменитого петербургского музея. Даже после мировых войн и революции в копилке мировых культурных ценностей, созданной когда-то по воле российских императоров, до сих пор хранится порядка 3 178 263 экспонатов, для сравнения: в Лувре «всего» 300 000 экспонатов. А вот где эти самые экспонаты представлены в лучшем виде и лучшим образом — большой вопрос.

Кстати, ни Лувр, ни Эрмитаж не могут конкурировать по размерам коллекций с Британским музеем (около 8 000 000 экспонатов) — предприимчивые англосаксы за годы колониальной империи успели награбить очень много.

В Эрмитаже мне приходилось бывать несколько раз и во время учебы, и после, но почти всегда встреча с ним оказывалась несколько скомканной, сумбурной. Виной всему, как мне тогда казалось, были бесчисленные толпы китайских туристов: шум их многоголосой толпы, взбудоражено тыкающей во все стороны разномастными палочками для сэлфи, превращал посещение музея в особый вид психологической пытки.

Но вот их не стало, залы знаменитого музея опустели — ходи, любуйся, изучай и радуйся… Однако, радости не получилось...скорее грусть, разочарование и некая степень обиды. Почему? Весь антураж и общее впечатление портят три фактора, не всегда очевидных, но в некотором роде очень значимых, если не сказать решающих.

Фактор 1.

Наверное самый постыдный для музея подобного уровня: печальное, крайне запущенное состояние некоторых экспонатов. В первую очередь это замечание относится к предметам декоративного искусства и обстановки, которые представлены на реконструкции интерьеров.

Выбрав маршрут № 2 (сейчас посещение главного музейного корпуса Эрмитажа возможно только по двум маршрутам), любой желающий может «насладиться» созерцанием выцветших, и изношенных до состояния ветоши, ковров и шпалер, замусоленных и обветшалых стульев и кресел, обивка которых практически исчезла.

В какой-то момент начинает казаться, что некоторые предметы декора стоят в неприкосновенности на своих местах уже больше сотни лет — те из них, что в силу своей большей значимости или лучшей сохранности имеют презентабельный вид, обросли слоем пыли.

Вообще, что касается пыли, то это самый главный «экспонат» в Эрмитаже, в чем я убеждаюсь уже не в первый раз. Особенно по этой части «везет» статуям: там, где пыли как таковой нет, она просто трансформировалась в некий элемент декора, придающий той или иной статуе новые оттенки серого.

Обычно такой «дизайн» является следствием «профессионального» подхода любой среднестатистической уборщицы: пыль просто втирается или размазывается по скульптуре мокрой тряпкой — такой очень эффективный и творческий подход, «по-домашнему». Конечно, сомнительно, что в музее мирового уровня применяют подобную практику, но ощущение остается именно такое.

Не совсем понятно, почему руководство Эрмитажа считает допустимым выставлять на всеобщее обозрение экспонаты, находящиеся в таком плачевном состоянии, тем более, что в том же реставрацинно-хранительском центре на Старой деревне (о нем речь идет в отдельной статье) огромное количество отреставрированных аналогов, которые могут быть вполне достойной заменой пусть не навсегда, но хотя бы на время реставрации.

Конечно, кто-то может сказать, что это дорого и хлопотно, но ведь речь идет о музее мирового уровня. В той же Франции даже в музеях более скромного значения подобная ситуация не допустима, а про Лувр и говорить не приходится.

Но даже если принять в расчет финансовый или эпидемиологический фактор, из-за которого замена экспонатов превращается в крайне затратное мероприятие, мне не совсем понятно, почему тогда попросту не закрыть данные залы для посещения, ведь некоторые же закрыли? Зачем позориться и ронять престиж? Или отечественный посетитель — персона не столь важная как иностранный турист, а потому и так сойдет?

Как это ни грустно сознавать, но последний довод кажется мне самым актуальным — о негативном и высокомерном отношении к соотечественникам со стороны смотрителей и работников музея речь впереди.

Справедливости ради стоит заметить, что основная масса экспонатов, равно как и парадных залов в Эрмитаже все-таки поддерживается на должном уровне. Так, малиновый будуар Александры Федоровны все также пленяет воображение посетителей своей роскошной, яркой и слегка вычурной барочной красотой, а Мадонна Литта Леонардо да Винчи завораживает своим скромным очарованием. Но здесь на сцену выходит фактор № 2.

Фактор 2.

Там, где на славу потрудились реставраторы, внесли коррективы музейные работники. Здесь я имею ввиду выставочные достижения — качество самого метода экспонирования.

В первую очередь, это конечно «выставочные» шкафы и витрины. Многие из них и сами являются историческим предметом декора, вот только не ясно с какой целью они внутри затянуты серой, грубой, опять-таки, запылившейся тканью — таким своеобразным элементом давно ушедшей советской эпохи?

Из экспонатов Эрмитажа, октябрь 2020
Из экспонатов Эрмитажа, октябрь 2020

При этом, нужно отдать должное работникам музея: чтобы впихнуть в такой шкаф как можно больше экспонатов, они установили там дополнительные полки, при этом, видимо особенно стараясь сохранить на виду все металлические уголки, штыри и болты, иначе чем объяснить такое повсеместное обилие этих новомодных элементов дизайна в мебели из давно ушедших исторических эпох.

Правда это ноу-хау имеет и положительные моменты: можно размещать в таких комбинированных шкафах сколь угодно ценные и изящные экспонаты — фотографировать со вспышкой их точно никто не будет...на них в этом антураже даже смотреть больно, не то что фотографировать.

Гораздо болезненнее и обиднее наблюдать доработки и додумки сотрудников музея в экспозициях, призванных проиллюстрировать реконструкцию того или иного помещения или интерьера.

Вот, например: реконструкция дамской жилой комнаты. Состояние предметов декора вполне удовлетворительное, более того — они даже подходят один к другому, что в Эрмитаже бывает не всегда. И в общем-то все вполне неплохо, но кому-то из сотрудников пришла в голову светлая мысль: водрузить в центр комнаты, аккурат на середину измученного ковра пластиковый папоротник.

Трудно вспомнить, кому и когда пришла в голову шальная мысль украшать жилые помещения пластиковыми цветами, но историческая реконструкция — это то место, где даже с живыми нужно быть аккуратно.

И бог с ней с исторической достоверностью и точностью, — мало кто имеет четкое представление о том, какие домашние растения были популярны в ту или иную эпоху, но общее представление, антураж, атмосфера — все-таки должны иметь хоть какое-то место?! Тем более, когда речь заходит об Эрмитаже.

Реконструкция интерьеров, Эрмитаж, октябрь 2020
Реконструкция интерьеров, Эрмитаж, октябрь 2020

Или еще один пример: опять реконструкция, на этот раз — будуара некой барышни, которая по какой-то странной прихоти любила собирать в нем мебель всех форм и стилей — видимо не могла определиться, такова уж капризная и нелогичная женская натура…

Конечно, возможно я слишком утрирую и придираюсь, но как по мне, если уж Эрмитаж претендует на звание музея мирового уровня, то и качество его выставок должно быть соответствующим.

К несчастью, единственная альтернатива, с которой я могу сравнить — французские музеи, где к декоративному искусству относятся с такой же трепетностью, как и к искусству монументальному: ни в Лувре, ни в МЭДе, ни в многочисленных замках - Фонтенбло, Шантиньи, Шенонсо, Амбуаз и др., мне ни разу не довелось встретиться с подобной безалаберностью по отношению к деталям и как следствие — неуважением к посетителю.

Фактор 3.

Вот мы и дошли до самого главного — обобщающего и решающего фактора: неуважение к посетителям, прежде всего — к соотечественникам.

Оно явно или скрыто наблюдается в Эрмитаже практически на каждом шагу. И в пренебрежении к качеству выставочного оборудования, и в состоянии многих экспонатов, и в отсутствии во многих залах указателей или интерактивных описаний выставочных помещений (зачем — соотечественники ведь итак все знают), и в бестолковой организации маршрутов, призванной разделить потоки людей, а по факту — сбивающей их в кучу в центральных залах, но особенно — в работе сотрудников.

За все время посещения — мы провели в Эрмитаже больше 3-х часов, - нам встретилась лишь одна вежливая смотрительница, которая спокойно и дотошно объяснила принцип посещения по маршруту, где и что можно посмотреть, куда лучше свернуть и т. п. В остальном же сотрудники были настроены по отношению к посетителям крайне негативно.

Кто-то кидался с криками на бедных обывателей, которые вздумали повернуть не в ту сторону, кто-то высокомерно отмалчивался на все вопросы с комментарием: «вы когда билеты покупали, видели маршрут, если забыли — ищите схему» и т. д., и т. п., помнится на последний комментарий такого «консультанта» моя спутница заметила: «Спасибо, что не покусали»…

А ведь на сайте музея было четко указано: «Также сотрудники Эрмитажа будут дежурить в местах разветвления маршрутов и подскажут направление к интересующему вас залу или экспонату».- нам посчастливилось найти лишь одного такого сотрудника…

Вообще, применительно к поведению работников музея сформировалось четкое ощущение, что это мы — бедные русские туристы, - виноваты в том, что у них упали продажи билетов, что это из-за нас закрыли границы, а их лишили прибыли… В итоге им бедным ничего не осталось, как снизойти до нас — простых смертных, решивших ненароком осмотреть отечественные достопримечательности…

Возможно это ложное, лишь мое субъективное предубеждение, но факт остается фактом: одним из главных впечатлений от посещения Эрмитажа стало хамство его сотрудников.

То самое повсеместное русское хамство, которое мы так рьяно оправдываем тяжелым финансовым положением, суровыми испытаниями прошлого, правительством, законами, детскими травмами, воспитанием или отсутствием оного. То самое, которое, согласно статистике, является причиной №1 для эмиграции…

Вдумайтесь только: ни печальное положение экономики, ни жуткая демографическая ситуация, бюрократия и коррупция, а хамство (хотя по сути — они есть одновременно причина и следствие друг-друга: хамское отношение к соотечественникам обусловило возникновение коррупции, а коррупция порождает хамство элиты и далее — по спирали, по нисходящей)...

И ведь действительно — всюду в общественных местах наши люди все больше ведут себя ни как люди, а как звери: то кто-то забьет до потери сознания бедного курьера просто за то, что он вперед него нажал на кнопку лифта, то кто-то толкнет со всей дури стоящую рядом пожилую женщину по принципу «в метро итак давка, а эта прется куда-то», а регистратуры поликлиник, приемные больниц и разных гос инстанций — это вообще уже притча во языцах...

Откуда у нас подобная грубость, ненависть и неприязнь к себе подобным? Почему она так трепетно хранится и передается из поколение в поколение, все более превращаясь в некое подобие национальной черты?

Даная, Рембрандт Харменс ван Рейн, Эрмитаж, октябрь 2020
Даная, Рембрандт Харменс ван Рейн, Эрмитаж, октябрь 2020

Да простят меня наши ура-патриоты, я не в коем случае не хочу сказать, что в Европе или в Америке все намного лучше, и люди там не такие хамы — там тоже всяких хватает. Однако факт есть факт: у меня много знакомых, эмигрировавших в разные страны — Испанию, Италию, Францию, Канаду.

По работе и в быту им приходилось сталкиваться там с разными людьми, и грубыми, и жестокими, и воспитанными и не очень, но все они до сих пор вспоминают и отмечают в качестве главной, пугающей черты родной России хамство соотечественников, при том что многие живут куда в более худших экономических условиях нежели бы они жили у нас...

Да и что говорить: регистратуры, метро, дорожные пробки и соседские дрязги — это дело привычное, хамство в этих сферах человеческой жизни едва ли может быть российской спецификой.

Но музейное хамство, грубость, которая допускается в окружении мировых и культурных ценностей не грабителями или завоевателями, а рядовыми сотрудниками, образованными людьми, призванными служить на благо сохранения и популяризации этих самых ценностей— это совершенно новый, российский уровень...да что там уровень - кажется это уже фактически крах…

P.S.: данная статья содержит субъективное мнение автора.

Еще статьи об Эрмитаже:

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺