Найти тему

Шедевры Большого Эрмитажа: парадные лестницы и «ватиканские» Лоджии Рафаэля

Оглавление

В нашей сегодняшней статье мы продолжим путешествовать по роскошным интерьерам Большого (Старого) Эрмитажа и начнем с его парадных лестниц. Кто не был с нами на первой прогулке, но очень хочет наверстать упущенное – добро пожаловать!

Советская лестница

Название этой лестницы не имеет совершенно никакого отношения к СССР. Такое имя она получила из-за того, что в 1828 году весь первый этаж Большого Эрмитажа занимали Государственный совет и Комитет министров. Для них архитектором Андреем Штакеншнейдером в западной части здания был выстроен новый подъезд и новая лестница, названная впоследствии Советской.

Советская лестница Большого Эрмитажа
Советская лестница Большого Эрмитажа

По всей длине лестница богато отделана натуральным и искусственным мрамором. Ее вестибюль дополняют четыре монолитные колонны из красного шокшинского порфира, а на потолке представлен живописный плафон работы французского художника Дуайен Габриэль-Франсуа.

Потолок Советской лестницы Большого Эрмитажа
Потолок Советской лестницы Большого Эрмитажа

Театральная лестница

Эта лестница связывает между собой все три этажа Большого Эрмитажа. Она расположена в восточном в выступе здания и служит для прохода со стороны Дворцовой набережной в Эрмитажный театр , а также в лоджии Рафаэля. Перестраивалась в 1847 году архитектором Николаем Ефимовым.

Театральная лестница Большого Эрмитажа
Театральная лестница Большого Эрмитажа

Лоджии Рафаэля

В 1792 году Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились лоджии Рафаэля - очень близкая к оригиналу копия знаменитой галереи дворца Папы Римского в Ватикане.

Лоджии Рафаэля в Большом Эрмитаже
Лоджии Рафаэля в Большом Эрмитаже

Своим появлением лоджии обязаны, как это ни странно, недомоганию императрицы Екатерины II. Осенью 1778 года она очень сильно простудилась и чувствовала себя не совсем хорошо, ко всему прочему унылый пейзаж за окном также немало портил настроение государыни.

Поэтому, чтобы хоть как-то утешить себя, Екатерина решила полистать альбом с раскрашенными гравюрами, и ей попались на глаза изображения из галереи дворца Папы в Ватикане. Ее восхитил «ковер» из орнамента на стенах, а также сцены из Ветхого и Нового Заветов на сводах. Все фрески шедевра были выполнены по рисункам самого Рафаэля его учениками и помощниками.

Лоджии Рафаэля в Ватикане
Лоджии Рафаэля в Ватикане

Увидев такую красоту, Екатерина тут же повелела: «Немедленно скопировать в натуральную величину эти своды, а также стены. Я даю обет святому Рафаэлю, во что бы то ни стало, выстроить эти лоджии и поместить в них копии. Так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они».

Как только папа Римский дал добро на затею русской императрицы, работа закипела. Первоначально Джакомо Кварнеги произвел точный обмер ватиканской галереи. Затем группа художников под руководством австрийского живописца Христофора Унтерпергера приступила к копированию фресок Рафаэля. Копии были выполнены на отдельных холстах, которые в закатанном виде доставили в Петербург.

Фрески лоджий Рафаэля
Фрески лоджий Рафаэля

Лоджии начали строить только в 1783 году. Корпус для них был возведен вдоль Зимней канавки таким образом, чтобы примыкать под прямым углом к зданию Старого Эрмитажа. Строительство велось под наблюдением каменных дел мастера Джованни Лукини.

Фрески лоджий Рафаэля
Фрески лоджий Рафаэля

Только в процессе строительства выяснилось, что как в Ватикане не получится. Дело в том, что новая галерея совсем не соответствовала размерам прибывших из Италии копий холстов Рафаэля, поэтому Джованни Лукини тут же отстранили от работ. Завершились они лишь в 1792 году. Вместо оконных проемов повесили зеркала, рельефы имитировали искусной живописью, а в центральном своде поместили двуглавого орла с шифром Екатерины II.

Двуглавый орел с шифром Екатерины II
Двуглавый орел с шифром Екатерины II

В наши дни от первоначального внешнего облика лоджий ничего не осталось. Так произошло из-за того, что в середине XIX века возводили Новый Эрмитаж, и корпус с Лоджиями подвергся полной перестройке.

В начале Великой отечественной войны сотрудники Эрмитажа ради сохранения уникальной живописи приняли решение не снимать холсты со своих мест. Окна лоджий закрыли специальными щитами, которые оправдали себя в полной мере. За все годы блокады и бомбардировок шедевры искусства не получили абсолютно никаких повреждений.

Если понравилась статья - подписывайся и ставь "лайк"!