Здравствуйте, друзья. Самая большая загадка в истории России—это её начало. О начале Руси спорят историки и неисторики, сторонники норманской теории и славянофилы. Много также споров вызывает первый русский князь Рюрик. Откуда он был призван в Новгород на княжение?
Сама наука российской истории появилась лишь во времена царствования Петра Великого, когда по монастырям собирались для изучения забытые древние русские летописи. Но историки так и не приняли общую точку зрения насчёт происхождения первых русских князей. Байер, опираясь на сказание древнейшего русского летописца, утверждал, что норманны основали первоначально Новгородское, а затем и Киевское княжение. Миллер пытался доказать в 1749 году, что первые русские князья—выходцы из Швеции, но тогда вмешалась политика, с шведами были напряжённые отношения, и Миллеру пришлось переменить своё мнение, и искать предков русов среди роксоланов, у берегов Понта Эвксинского (древнегреческое название Чёрного моря). Шлёцер и Карамзин снова обратились к Швеции. Татищев, Щербатов Болтин и Фёлькнер причисляли русов к финнам. Ещё ранее царь Иоанн IV Васильевич в подкрепление своих прав на Польшу и Литву, возводил свой царский род от пруссов, и считал родоначальника их, Прусса, братом римского императора Октавиана Августа. Фридрих Фатер почитал предками русских черноморских готфов. Иоганн Эверс, увлёкшись ложными, как доказал Христиан Френ, переводами Восточных писателей, называл их собратьями хазар. Йозеф Хаммер соотносил русов с Ashad-er-Rass, упоминаемых в Коране (Сура 25,40; 50,10), также произвёл Роша, Мешеха и Фувала в русы (Иезекииль 38,2; 39,1), нашёл в древнем названии Волги и Аракса Rôs намёк на них же. Любитель и знаток русской истории, граф Румянцев, прочитав работы Петерштейна, Экгардта, о том что варяги-русь жили когда-то в Вагрии (полуостров на востоке Германии), что часть Ольденбурга раньше называлась Рустригией, попросил Германа Фридриха Гольмана, школьного ректора, порыться в местных хрониках, нет ли какого упоминания о жизни варягов в этих местах. Гольман ответил на этот вопрос сочинением "Рустригия, первобытная родина первого русского Великого Князя Рюрика и его братьев. Бремен. 1816." Уже из названия следует, что Гольманн связывал варягов-русов с Ольдебургом. Михаил Погодин в рассуждениях "О происхождении Руси" собрал почти все мнения, пытался опровергнуть их, и согласился со Шлёцером, с той только разницей, что под русами он подразумевал не прямо шведов, а отдельное племя варягов.
Итак, на первый взгляд, поражает то, что славяне, чудь и другие народы, составляющие население Новгорода, избрали себе в князья иноземца, занимавшемся ремеслом морского разбойника, искателя приключений, неизвестного истории ни по делам, ни по имени, не упоминаемого даже в многочисленных скандинавских сагах.
Поэтому многие сомневались в достоверности повествования Нестора. И практически все мы сожалеем о том, что он оставил нам так мало известий о Рюрике. Он рассказал только о том, что Рюрик был призван славянами, чудью, мерей, кривичами и весью, чтобы владеть ими. Пришёл он в 862 году с Синеусом и Трувором, основал Новгородское княжество, в 866 году позволил Аскольду и Диру отправиться в Византию, и оставил их без наказания за то, что они по пути завоевали Киев и стали там независимо властвовать. Он умер в 879 году, и его приемник Олег покорил Киев во имя его сына Игоря. После всего этого остаются вопросы: если Рюрик действительно был такой славный герой, то почему же история не сохранила памяти о нём, кроме как в летописи Нестора? Если бы он не был силён и знаменит, новгородцы не пригласили бы его к себе на княжение.
Здесь мне представляются интересными исследования, проведённые профессором Дерптского университета Фридрихом Крузе. Он тщательным образом изучил германские и франкские летописи, и нашёл в них упоминания о роде Южно-Ютланских владетельных князей, к которым относится славный основатель Российского государства.
Ютландия—полуостров, север которого сегодня принадлежит Дании, юг—Германии, во франкских и немецких летописях, обозначалась как Норманния или Дания. Главами этого Южно-Ютланского королевского рода были:
Гериольд, который в Хрониках Эйнгарда под 812 годом называется quondat rex Nortmannorum.
Горм, которого Саксон Грамматик назыаает сыном Гериольда, отцом Готтрика или Готтфрида и королём всей Дании, рассказывает, что он посылал экспедицию в Галаголанд, Биармию на Белом море и Герут (возможно, Новгород).
Зигфрид появляется во франкских летописях как лицо, важное для франкской истории и как Danorum rex partibus Nortmanniae. У него скрывался Витекинд, саксонский герцог, и из-за этого возникли споры между франками и ютланским владетельным родом. Зависимость Саксонии от датских королей подтверждается северными сагами и объясняет бегство саксонского герцога в Ютландию и женитьбу Витекинда на Еве, сестре Зигфрида.
Готтфрид впервые упоминается в летописи Санктгалленктского монастыря, когда Карл Великий окончательно разгромил аваров (называемых в летописи гуннами) в 796 году. Отсутствие Карла побудило датчан вторгнуться в Германию. Карл было хотел наказать их за эту смелость, но его остановила болезнь, появившаяся в его войске.
По смерти Готтфрида, который незадолго до этого угрожал Карлу Великому прямо в самой его столице, возникли междоусобицы касательно наследства. Должен был наследовать Гемминг, сын неизвестного по имени брата Готтфрида, но он умер в 812 году. После этого спор за наследство разгорелся между Зигфридом, племянником Готтфрида, и Ануло, племянником Гериольда. Мирный раздел не состоялся, дело дошло до сражения, в котором они оба погибли, но приверженцы Ануло одержали победу, два его брата, Гериольд и Регинфрид, захватили власть и заключили мир с Карлом Великим. Сыновья Готтфрида бежали к свеонам, набрали войско и напали на Гериольда и Регинфрида, когда они завоёвывали Вестерфольден в Норвегии. Регинфрид погиб, а Гериольд бежал к Карлу Великому. Вследствие всех этих сражений часть Южно-Ютланского королевского рода вступила в связь с франками, через это они получили владения в Северной Германии, которые ещё ранее принадлежали Рюрику, из рода старшего Гериольда. А Готтфрид, при помощи Даневерке, укреплённого вала, защищал Норманнию от нападения Франков.
Франкские земли также подвергались нашествию норманнов, которые грабили побережье, входили в устья рек и опустошали всё, что попадалось по обоим берегам. Церкви, монастыри, жилища были разграблены, жителей уводили в плен и продавали, чтобы на полученные деньги набирать новые дружины. Так во времена Карла Великого появилось это грозное разбойничье государство, против которого напрасны были все его противодействия, но у него хватало сил, чтобы оставлять норманнов в их границах.
В 819 году возвратился Гериольд Младший, бежавший ранее к Карлу Великому, и получивший от него вспомогательные франкские войска. Он был принят сыновьями Готтфрида в соправители Ютландии. Вскоре он начал вести франкскую политику: старался вводить христианство и склонял народ в сторону франков. Под покровительством Людовика Благочестивого он прогласил в Ютландию Архиепископа Реймского Эбо, который стал весьма успешно распространять христианство , но сыновья Готтфрида грозили ему изгнанием. Людовик был вынужден в 825 году заключать с ними договор, ввиду сложившихся тогда обстоятельств он не мог применить другие меры. В это самое время, когда Норманнские короли вступили в тесные отношения с франками, появляется тот самый Рорик, основатель Русского государства.
Этот Рорик—внук Гериольда, и брат Гериольда Младшего, который в 826 году вновь бежал из Ютландии, на этот раз к Людовику Благочестивому, вытесненный сыном и братьями Готтфрида. Гериольд отправился по Рейну на ста ладьях в сопровождении супруги, сына, братьев, множества знатных датчан и Архиепископа Эбо, торжественно крестился в Майнце со своим семейством и сопровождающими его лицами, и получил от Императора в качестве крестильного подарка, кроме прочих сокровищ, часть земли в Северо-западной Германии, которая называется Фрисландия. Рюрик, крестившийся вместе с Гериольдом, стал владельцем западной, а Гериольд восточной части Фрисландии. Эти земли были даны братьям для защиты франкских владений. Таким образом, в руках христианских норманнов оказались земли от Одера до Эмса, включая земли северных фризов, вурстерфризов, а также Рустригию, лежащую в Восточной Фристландии. Дядя Рюрика, Гемминг, владел Восточной Фристландией до реки Шельды, ему принадлежал Вальхерн и Дорестадт. В 837 году он погиб при защите Вальхерна, и эти земли перешли Рюрику и Гериольду.
В то время как король Ютландии Эрик безрезультатно требовал от Людовика Фристландию, Рорик и Гериольд расширили свои земли, включив в свои владения Голландию, Ольденбургские, Бременские и Ганноверские земли, в 837 году был разграблен Вальхерн, а Дорестадт был захвачен Рюриком, а за год до этого Антверпен и Витта, важные торговые города также отошли этому воинственному правителю.
После смерти Людовика Благочестивого в 840 году Лотарь воспользовался помощью норманнов против своих северных братьев. Этот новый король из клана Каролингов позволил подчинённым норманнам вновь отойти от христианства к языческой вере. И если Рюрик был до того христианином, то тут он снова вернулся к язычеству, и с того времени снова стал врагом христиан.
Норманны должны были, под руководством Гериольда, который к тому времени владел и Вальхерном, противостоять переходу немцев через Рейн. Гериольд соединил свои силы с Оттгером, Архиепископом Майнским и графом Готтой, но его поспешное удаление было причиной того, что брат Лотаря Людовик, воевавший против него, перешёл через Рейн, введя Лотаря в большое затруднение. В 841 году Гериольд погиб, а Рюрик перестал сотрудничать с франками и пополнил свои силы отрядами датчан.
Другие норманны, под предводительством некоего Отерка, разбойничали по берегам больших рек Франции, еще один предводитель, Рагнарий, в 845 году прошёл до Парижа и принудил короля Карла ll бежать в Сен-Дени, и только болезнь в войсках принудила Рагнария остановиться. Бывший противник Рюрика Эрик теперь присоединился к нему, и на 600 ладьях они прошли по Эльбе, и опустошили Гамбург и окрестные земли. Возможно, после смерти Гериольда, Лотарь отказал Рюрику в праве владеть Фристландией и Дорестадтом, потому что Рюрик вместе с Годофридом, сыном младшего Гериольда, вернул себе эти земли.
Под 852 годом в немецких летописях упоминается первое вторжение норманнов в нынешнюю Россию, а именно in fines Slavorum, которое случилось тогда, когда они были призваны в Бирку для помощи одному изгнанному шведскому королю. Бирка находилась недалеко от нынешнего Стокгольма, недалеко от провинции Рослаген, с которой некоторые связывают название Русь. Возможно, тогда норманны встретились с северо-восточными славянами. От славян, возможно, они и узнали точные сведения о Византии, о важности торговли с ней, и о путях туда через земли славян. Тогда и пробудилась, наверное, в них мысль о новой добыче и новых завованиях. Да, in fines Slavorum—именно северо-восточные славяне, не прусские или померанские, тех немецкие летописцы называли Wenidi, венды, а не славяне. При этом и Нестор упоминает, хотя и кратко, под 859 годом, что варяги брали дань со славян, мери, веси и кривичей, ничего не говоря о времени первого вторжения в эти земли.
В промежутке времени между первым морским походом норманнов в землю славян и описанным у Нестора временем сбора варягами подати случилось событие, которое побудило Рюрика продолжать начатое завоевание.
Лотарь только а силу обстоятельств был вынужден терпеть норманнов в своих владениях. Когда в 854 году умер Эрик, король Ютландии, и датчане были вовлечены в борьбу за наследство, Эрик Младший взошёл на престол без общего согласия. Рюрик отправился в Ютландию, чтобы оспорить власть Эрика Младшего. В это время некоторые норманны сожгли Париж, а другие, пользуясь отсутствием Рюрика, завладели Фристландией. Рюрик же оспорил у Эрика Младшего Южную Ютландию.
В это время и начались вылазки Рюрика на восток. Норманны привыкли наниматься за плату и к друзьям, и к врагам. Они собирались отряжами и грабили земли по течениям Лоары, Сены, Шельды. Разбойничали в Испании, даже в Африке.
Другие толпы разоряли Зеландию, Амьен, Батавский остров. Ни одну страну не оставляли без грабежа и добычи. В 859 году Рюрик легко нашёл сподвижников, и, что примечательно, именно в этом году Нестор и сообщает о первом вторжении варягов для сбора дани. Потом они были изгнаны за море, и платёж дани прекратился. После этого, утверждает Нестор, "почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, быша в них оусобиц, и воевати почаши сами на ся". Во франкских летописях написано, что датчане в 860 году, то есть через год после вторжения к славянам, грабили земли по течению рек Сомы, Роны, англосаксов, даже Пизу в Италии, и получили от Карла Плешивого огромную дань серебром. Возможно, из-за этого они удалились от славян.
Вражда между племенами, по сказанию Нестора, вынудила в 862 году послать за море, к варягам, для призвания князя из их рода. Вследствие сего "избраша братья с роды своими, полша по собе всю Русь, и приидоша старейшии Рюрик, а другии Синеоус на Беле Озере, а третии Изборсте Трувор. От тех позвася Руская земля Новугородьцы: ти суть людье Ноугородьцы от рода Варяжска, преже бе беша Словени". Так по русским летописям мы узнаём ещё о двух братьях Рюрика, о которых нет упоминаний в немецких летописях. А может быть, слово "братья" не стоит принимать так буквально?
Дело в том, что в разделе новоприобретённой земли мы видим то же, что прежде видели при частых разделах Фристландии и Ютландии между норманским владетельным родом. В 862 году Рюрик не появляется в Германии, но в следующем приходит с новой силой. Его флот вступает в устье Рейна, и, идя по течению этой реки, грабит Кёльн, Дорестадт, Фрисландию, но столкнувшись с двух сторон Лотарем и саксонцами, поворачивает назад.
В 864 году Нестор вновь упоминает Рюрика в России: "По дву же лету Синеоус оумре и брат его Трувор, и прия власть Рюрик, и раздал мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, другому Бело Озеро. И по тем городам суть находници варязи, а первии насельници: в Новегороде словене, Полотеске кривичи, в Ростове меря, в Бело Озере весь, в Муроме мурома. И теми всеми обладаше Рюрик". То есть Рюрик наделил ярлов, или, как их называли славяне, бояр, большими владениями в новых землях.
Двое таких бояр, Аскольд и Дир, отправились, с согласия Рюрика, с частью своей дружины, по течению Днепра, для нападения на Византию, по дороге завладели Киевом, ввели там, после неудачного похода на греков, христианство, и вступили в союз с византийским императором, Василием Македонянином. Почему Рюрик терпел всё это, тогда как Олег наказал их смертью, объясняется в немецких летописях. Рюрик был снова в Германии. Фризы прогнали его с его владений во Фристландии, и Рюрик вохвратился туда с отрядом датчан, чтобы возвратить себе своё. В 873 году он, вместе с Родульфом, или Роллоном, сыном своего брата Гериольда, который часто грабил земли франков, пошёл к Карлу Плешивому. Тот благосклонно принял Рюрика, но тот должен был оставить заложника своей верности, и пробыл в своих владениях до 876 года, когда фризы, исполняя обязанности по отношению своего повелителя, дали мужественный отпор вторгшимся норманнам.
Итак, мы теперь знаем, что Рюрик был крещён в 826 году, родился же он в 817. В 837-м получил во владение Северо-западную Германию и Голландию, прожил, по тем временам, довольно долгую жизнь. По свидетельству Нестора, он умер в 879 году, прожив 62 года, оставив после себя Игоря, рождённого в 864 году. Сходство законов, религии, нравов и языка позволяют нам думать, что Рюрик из немецких летописей тождественен Рюрику. На каком основании он получил владения в Германии и Лотарингии? Для того, чтобы оберегать эти земли от остальных норманнов. На этом же основании были принимаемы такие завоеватели во Франции Карлом Толстым, в Англии Альфредом Великим. На таком же основании Рюрик пришёл во власть и на Руси. Поэтому давали и Новгородцы ежегодную дань мира варягам, при этом сохраняя многие вольности.
В то время как род Рюриков стал силён на Востоке, родственники его, пользуясь теми же средствами, основали на Западе разные государства: Готтфрид в 882 году—новое Фризское королевство, Роллон в 912-м—Нормандское, позднее Танкред—Неаполитанское, между тем как другие скандинавы властвовали в Англии и Ирландии.
Откуда бы не производили название Русь: Рустригии, Рослагена, Руотси, гребцов, или русого цвета волос, вспомним слова Лиутпранда: Russos, quos alio nomine Nordmannos vocamus—"русы—это другое название норманнов".
До свидания, друзья.
В публикации использовались материалы из:
Wikipedia
Крузе. ЖМНП № 9. СПБ 1836.