В околофинансовых кругах есть шутка про три страшных «Д» - девальвация, деноминация, дефолт. Недобрый памяти 1998 год принёс в Россию и первое, и второе, и третье, в результате чего в народном восприятии три понятия слились в нечто общее, причём определённо негативное. Между тем, общего у этих трёх явлений очень мало, да и однозначно негативным является лишь одно из них. Давайте разберёмся и рассмотрим три «Д» по отдельности.
Начнём с деноминации – не по алфавиту, но, во-первых, в том самом 1998 году она пришла к нам первой (вот прямо 1 января), а во-вторых, она самая безобидная. Деноминация – это всего лишь сокращение номинала денежных знаков на один или несколько порядков, а говоря по-простому – срезание нулей на банкнотах. Сама по себе она никаких неприятностей не несёт – доходы и расходы, зарплаты и цены остаются такими же, как были, только в других числах. Дурную репутацию деноминация приобрела из-за убеждённости населения, что при любом обмене старых денег на новые его пытаются обмануть. Такая убеждённость имеет некоторые исторические основания, но, во-первых, не любой обмен денег – деноминация (обмен может проводиться и без срезания нулей), а во-вторых, не любая деноминация преследует «хитрые» цели – в большинстве случаев она имеет целью всего лишь удобство расчётов. Кстати, срезание нулей в 1998 году никаких негативных последствий для населения не имело.
В современной России деноминация совершенно ни к чему, и в обозримом будущем она не произойдёт – это один из немногих экономических прогнозов, в котором можно быть уверенным на 100%. Подробнее о причинах такой уверенности можно почитать в нашей публикации, посвящённой только деноминации, а сейчас пойдём дальше.
Девальвация – это обесценивание денежной единицы относительно других, сравнительно стабильных валют. Именно валют, обесценивание относительно товаров – это инфляция. Наглядно девальвация представляется в виде изменения валютного курса. Но не любого изменения, а только долгосрочного (если речь о рыночном курсе). Скажем, весеннее падение рубля нельзя считать девальвацией, поскольку после него курс вернулся практически к тем же уровням, от которых ушёл (в паре с долларом рубль сходил с 67 до 81 и снова к 68) – это просто высокая волатильность курса. А вот события 2014 года, когда доллар взлетел с 33 рублей до 70 и уже больше не возвращался ниже 49 – это девальвация рубля. То есть, девальвация – это «безвозвратный» выход курса на новый, более низкий уровень.
На горизонте ближайшей пары лет девальвация рубля возможна (возможно, и то, что она уже произошла, но утверждать это можно будет только в том случае, если рубль не вернётся к уровням 65-70 за доллар). Но всё же её вероятность не так уж велика.
Наконец, третье «Д» - дефолт. Это по сути банкротство государства, ситуация, когда государство оказывается не в состоянии платить по своим долгам – всем или некоторым из них. Большинство государств регулярно привлекает деньги, выпуская и продавая на рынке свои долговые бумаги (в современной России это ОФЗ – облигации федерального займа). Долг по таким бумагам полагается выплачивать регулярно, если в какой-то момент времени государство неспособно это сделать, наступает дефолт. Именно это произошло в России в августе 1998 года, когда правительство не смогло погасить текущие долги по ГКО (так назывались широко выпускаемые тогда гособлигации).
В обозримом будущем (на горизонте пяти-десяти лет) дефолт в России невозможен. Нынешняя бюджетная политика вполне сбалансирована. Пожалуй, самой крупной угрозой последних лет для бюджетного равновесия был постоянно растущий дефицит Пенсионного фонда (что было следствием постоянно растущей доли пенсионеров среди населения), но запущенное в 2019 году повышение пенсионного возраста как минимум отодвинуло эту угрозу. Бюджетный дефицит, возникающий в силу форс-мажорных обстоятельств (вроде пандемии) по определению не долгосрочен и покрывается с помощью Фонда национального благосостояния – бюджетной «заначки», размер которой равен примерно половине годового федерального бюджета.
Таким образом, из трёх «Д» России грозит только девальвация, и то вероятность этого невысока.
К слову, в последние годы в российской экономике возникла угроза со стороны четвёртого «Д» – дефляции. О ней мы также писали в отдельном материале.