Найти в Дзене
Marga: просто история

Красивая Като: единственная любовь товарища Сталина

Даже у самых страшных людей своей эпохи, людей жестоких, наделенных неограниченной властью и пользовавшихся ей не для того, чтобы нести благо, людей, с легкостью разрушавших чужие судьбы, есть что-то странно-светлое, не отвечающее их образу. И этим странно-светлым часто оказывается любовь к женщине. Не к женщинам в целом. А к одной единственной, расставание с которой словно бы надломило их, сделав теми, кем они стали, убрав из их жизни свет и добро. Так, Иван Грозный стал грозным после потери первой своей горячо любимой супруги - Анастасии Романовны, красавицы, которая сдерживала его вспыльчивые порывы. После уж никто не мог совладать с его гневной и жестокой натурой...

Похожую историю можно встретить и в биографии товарища Сталина, тогда еще никому не известного молодого революционера Иосифа Джугашвили. И звали ее Екатерина Сванидзе.

Като родилась 2 апреля 1885 года в многодетной семье Семена Сванидзе, рабочего на железной дороге. О детстве ее известно мало, и историю эту, пожалуй, стоит начать с начала 1900-х годов, когда четверо детей Сванидзе, включая Като, переехали в Тифлис.

Три сестры - Мария, Александра и Екатерина работали в ателье мадам Эрве, шили мундиры для офицеров и платья для их жен. Их брат Александр (Алёша) поступил в в Тбилисскую духовную семинарию. Именно тогда он и познакомился с молодым революционером, членом Российской социал-демократической рабочей партии, Иосифом Джугашвили.

Иосиф Джугашвили (Сталин) в молодости. Источник: яндекс.картинки
Иосиф Джугашвили (Сталин) в молодости. Источник: яндекс.картинки

В 1905 году Александр пригласил Джугашвили, скрывавшегося от полиции, пожить с ним, тремя его сестрами и шурином Михаилом Монаселидзе (мужем Александры). Ателье, где работали сестры, популярное в городе, было вне подозрений.

"В то время как мои товарищи занимались нелегальными делами в одной комнате, моя жена примеряла платья генеральских жен по соседству", - вспоминал Михаил Монаселидзе.*

Так Иосиф Джугашвили встретил двадцатилетнюю красавицу Като. Спустя много лет он описывал ее своей дочери Светлане как "очаровательную" женщину, которая "растопила его сердце". Сама Като была восхищена и Иосифом, и теми идеями, что он отстаивал. Однажды он признался в том, “как ее любил”: “Вы не представляете, какие красивые платья она умела шить!”.

Из писем Сталина также следует, что он уважал ее и считался с ее мнением:

“Может быть, я найду Алёшу и поведу его по “неправильной дорожке”. Если только это не огорчит Екатерину Семеновну [Като]. Твой друг Сосо”.*

Като, чья жизнь была достаточно благополучной, не могла не знать о жизни Иосифа Джугашвили: а к 1905 году он несколько раз арестовывался, был выслан, бежал из ссылки, организовал серию ограблений в Грузии...И все же она согласилась выйти за него замуж. Правда, поставила условие: венчаться в церкви. Джугашвили к тому времени в религии разочаровался, но готов был принять условие Като.

Их обвенчали в ночь с 15 на 16 июля: открыто заключить брак было невозможно, молодожен находился в розыске.

Екатерина Сванидзе и Иосиф Джугашвили. Источник: яндекс.картинки
Екатерина Сванидзе и Иосиф Джугашвили. Источник: яндекс.картинки

Като и Иосиф были действительно влюблены друг в друга. Михаил Монаселидзе вспоминал, как удивительно было видеть Сосо, обычно сурового в работе и с товарищами, столь нежным и внимательным к жене.

“Когда у него было на нее время, он все время думал, как сделать ей приятное, но за работой он забывал обо всем”, - писал Михаил Монаселидзе.*

Вскоре после свадьбы Като поняла, что беременна. И все же она не прекратила поддерживать работу мужа: когда семью Сванидзе попросили на время приютить одного "московского гостя", они согласились.

13 ноября 1906 года, после отъезда "гостя", Като была арестована. Ее освободили после шести недель заключения, однако вернуться домой не разрешили: два месяца Като прожила в доме начальника полиции, чья супруга была клиенткой ателье мадам Эрве и хлопотала за арестованную швею.

18 марта 1907 года Сванидзе родила сына Якова, на родах присутствовал и новоявленный отец. Через несколько месяцев после рождения ребенка Иосиф Джугашвили был замешан в громком ограблении Тифлисского банка, и семья бежала в Баку, чтобы избежать ареста.

Страх за мужа, уход за новорожденным сыном, необходимость обустраиваться в новом месте ослабили здоровье Екатерины. Она решила вернуться в Тифлис. Ее отвез муж и тут же уехал обратно - в Баку.

Екатерина Сванидзе с сестрой и подругой. Источник: Stalin i Stockholm (12) – Hinke Bergegren, polisspion?
Екатерина Сванидзе с сестрой и подругой. Источник: Stalin i Stockholm (12) – Hinke Bergegren, polisspion?

Считается, что по дороге в Тифлис Като заразилась тифом. Когда ее состояние ухудшилось, родные дали знать Джугашвили. Он вернулся, “в отчаянии нежно ухаживал за ней”, но было поздно. Спустя две недели, 22 ноября 1907 года, Екатерины Сванидзе не стало.

Говорят, Сталин был настолько убит горем, что бросился в могилу жены, и его пришлось вытаскивать. На похоронах он якобы сказал:

"Она смягчила мое каменное сердце. Она умерла, а вместе с ней умерли и мои последние теплые чувства к человечеству".

История Иосифа Сталина и Екатерины Сванидзе кончается так же прозаически, как и многие другие истории любви. Маленький Яков был оставлен на попечение семьи Сванидзе, где и вырос. В 1941 году по приказанию Сталина был расстрелян брат Като - Александр, а спустя год и его жена. В том же 1942 расстреляли и сестру Като - Марию. Судьба Михаила Монаселидзе была не менее печальной.

*Цитируется по Себаг-Монтефиоре С.Д. Молодой Сталин.