Найти тему
pro.жильё

Как изменилось онлайн-образование за время пандемии

За время пандемии онлайн-образование совершило качественный скачок — вместе с взлетевшим спросом выросло количество школ и конкуренция на рынке. Как изменился формат лекций в интернете и почему слишком большое предложение — это не всегда хорошо, нам рассказали эксперты в этой сфере.

Ксения Славщик, PR-менеджер ИнтернетУрока:

-2

Пандемия подхлестнула тренд на перевод в онлайн всех сфер жизни, включая образование. Он уже существовал и развивался, но теперь ускорился в разы. Глубже проникает идея, что онлайн-образование может изменить жизнь в лучшую сторону. В результате пандемии это убеждение за полгода получило такое распространение, какое без нее набирало бы не один год.

Весной у нас и у других компаний в сфере EdTech «выстрелили» прежде всего бесплатные продукты. Например, библиотека видеоуроков ИнтернетУрока содержит огромное количество материалов по школьной программе в открытом доступе. И трафик на сайте возрос в 8–10 раз. А в сентябре аудитория сайта выросла на треть по сравнению с предыдущим годом — даже несмотря на то, что учебный год в школах начался очно.

Немного «подросли» недорогие услуги. Но у более дорогих, якорных продуктов аудитория возросла не настолько заметно, как принято полагать. Все пользовались либо Zoom, либо образовательными бесплатными или дешевыми решениями. Хотя в марте в Домашней школе «ИнтернетУрок» было 12 000 учеников, в апреле это число поднялось до 14 000, а в октябре достигло 16 000.

Главное, что надо сказать о вебинарах — их стало не просто много, а слишком много. Перенасыщение информационного поля ведет к возрастающей конкуренции за крайне ограниченный ресурс — внимание пользователей.

Относительно новый формат, как для b2b, так и для b2c — это онлайн-мероприятия. Организаторы огромного количества оффлайновых выставок и конференций встали перед выбором: отменить все мероприятия и позволить аудитории забыть о себе на ближайший год, или рискнуть и провести хоть что-то в онлайне. Это вылилось в перенос большого количества мероприятий в интернет и повлекло за собой ряд трудностей: технические проблемы, недоработанные интернет-платформы, сложности привлечения аудитории и прочее. Пока трудно сказать, что это успешный формат.

Мы не считаем, что рынок онлайн-образования существенно изменился, или произошло перераспределение сил. Даже несмотря на появления множества игроков, в том числе пришедших из офлайна. EdTech рос и продолжает расти, привлекая стартаперов, предпринимателей и инвесторов.

Со стороны тех, кто перешел из оффлайна в онлайн в связи с пандемией, мы не ощутили существенной конкуренции. Наплыв пользователей был таким огромным, что все мы больше думали о том, чтобы сервера не рухнули, а не о конкуренции.

Прежде всего, качество онлайн-образования будет расти. Да, игроков станет все больше. Низ пирамиды составят некачественные школы и курсы — уже сейчас это можно наблюдать. Но школы и курсы высокого уровня будут побеждать. Во-первых, над одним уроком в онлайне может работать целый коллектив специалистов, как у нас. Во-вторых, гиперкоммуникация, которую дает интернет, позволяет ученикам писать отзывы, сравнивать школы и быстро высвечивать недостатки. А школам — получать фидбэк и оперативно реагировать.

Александр Высоцкий, эксперт по консалтингу, основатель, Visotsky Consulting:

-3

После объявления карантина на рынок онлайн-образования пришли все, кто хоть как-то может передавать знания. В интернете пишут, что для запуска успешного образовательного проекта достаточно выйти пару раз в прямой эфир в соцсетях, сделать пару видео, разработать одностраничный сайт на скорую руку, и деньги потекут рекой. На самом деле обстоятельства абсолютно другие.

Создав онлайн-курс, вам нужно продвигать и продавать его через интернет, а это технически сложная область. Это вызов и для такой крупной консалтинговой компании, как у меня. Несколько месяцев назад нам пришлось забрать из всех подразделений онлайн-продвижение и сконцентрировать в отдельной Центральной Компании, как мы назвали ее. Объясню, почему так произошло. За последние несколько лет инструменты продвижения стали настолько дорогими, сложными и взаимосвязанными, что мои филиалы попросту не могут ими пользоваться. Когда в филиале работает 20 человек, он не может себе позволить нанять хороших узкопрофильных специалистов.

Сегодня людям неинтересно слушать просто вебинары. Клиенты гораздо охотнее принимают участие в прямых эфирах через соцсети. Я использую такой инструмент, как видеоурок. Это записанное видео, которое вшито в программу обучения. Оно качественно смонтировано, и после самого урока ученик проходит тест на усвоение знаний, после чего может перейти к следующему вопросу.

В каком бы формате вы ни проводили обучение, очень важно понимать его цель. Я свой первый вебинар провел в 2009 году. Тогда еще не было известных всем площадок и инструкций. Мы нашли платформу, которая была придумана для трансляции концертов.

Сейчас вебинарами никого не удивишь. Уровень использования цифровых инструментов никогда не будет превышать наш уровень осознания. У меня 10 лет назад было представление, что вебинар — это семинар, но в интернете. И не было понимания, что с помощью вебинара можно продавать услуги, что это часть маркетинговой воронки. Соответственно наши вебинары были информационными, полезными для клиента, но совершенно никакими с точки зрения маркетинга для компании.

В 2020 году потребителям стало сложнее выявить профессионалов. Появилось много быстро взлетевших «гениев», предлагающих свои услуги за бесценок. Онлайн-продукты стоимостью до 150 долларов «невыживательны» сейчас. Да, они дешевы, их легко продавать. Но в этих бизнесах попросту не будет хватать денег для привлечения новых клиентов. А значит, велика вероятность, что они соберут деньги с покупателей и закроются. К тому же у них, скорее всего, нет описанной технологии производства онлайн-продуктов. Следовательно, сервис будет на очень низком уровне. Такие стартапы обречены, так как из-за отсутствия технологии не могут развиваться. А в нынешнем составе физически не могут обеспечить качественный продукт всем клиентам.

Десяток отснятых видео, загруженных на какую-то платформу, доступ к которой продается клиентам, — это не онлайн-школа. Современная онлайн-школа предусматривает консультации, ответы на вопросы, групповые занятия, домашние задания и т. д. Купив обучение, люди не хотят ждать оценки своего задания или доступа к следующему уроку. Им нужно оперативно отвечать. Все это требует денег, времени и ресурсов. При этом надо учесть реальную стоимость, которая будет включать добавление и коррекцию материалов, работу с учениками.

Сейчас онлайн-образование развивается очень быстро и одновременно трансформируется. Уверен, за онлайн-образованием будущее. Даже великая компания «Google» делает ставки на этот тренд и открывает обучающие курсы, которые будут конкурировать с высшими учебными заведениями.

Антон Клишин, ректор СНТА:

-4

Пандемия дала возможность показать себя различным цифровым сегментам экономики. И речь идет не только об онлайн-образовании, но и об играх, контенте, а также услугах. Люди пробуют то, что ранее обходили стороной. И если кто-то открыл для себя возможности онлайн-кинотеатров, то для других — это онлайн-образование.

При этом стоит отметить, что многие механизмы и решения дистанционного образования пришли из классического, просто они трансформировались и приобрели новые формы. Можно рассмотреть эти изменения на примере Современной научно-технологической академии, которая уже более семи лет работает в сегменте дополнительного профессионального образования, используя в своей работе дистанционные технологии.

Так, очные лекции превратились в вебинары, которые также позволяют вести живой диалог между спикером и слушателями, домашние задания необходимо выполнять в электронном виде на образовательном портале СНТА. Кроме того, нет необходимости посещать библиотеку — методический материал для слушателя собран в ее электронном аналоге и доступен круглосуточно.

Важно понимать, что сегодня обучение перестает ограничиваться только колледжем или вузом. Все чаще люди задумываются о необходимости непрерывного образования. И в этом отношении образовательные онлайн-платформы станут им весьма полезны. Одно из неоспоримых достоинств дистанционного обучения — мобильность самого учащегося. Ему не надо менять свой привычный ритм жизни, расписание, посещать учебное заведение.

Если говорить об учебе в СНТА, то все необходимое фактически находится в мобильном телефоне человека. Так, он может через личный кабинет на образовательном портале Академии изучать материал, смотреть лекции, сдавать тестирования, получать при необходимости консультации. Иными словами, готовиться ко внутреннему экзамену он может просто в вагоне метро, когда утром едет на работу. Это удобство, которое сейчас ценится достаточно высоко.

Также будет ошибкой думать, что онлайн-образование вытеснит классическое. Скорее нас ожидает прочный симбиоз этих форм. Его зачатки можно наблюдать уже сейчас. Семинары проходят очно, но имеют и онлайн-трансляцию, поэтому фактически есть две категории слушателей — присутствующие в зале и те, кто находится у себя дома. В то же время лектор активно взаимодействует со всеми, задавая свои вопросы и отвечая на поступающие от учащихся. Слушатель у монитора перестает быть безмолвным свидетелем, он имеет равные права и возможности, которые не ограничены его местонахождением.

Павел Катков, владелец IT-legal компании «Катков и партнеры»:

-5

Пандемия подстегнула все, где есть ген онлайн — телемедицину, электронную торговлю, и конечно же, дистанционное образование. Я думаю, образование будет меняться, и не только технологически, но и структурно. Люди хотят учиться быстро и легко, показателем этого является невероятная популярность блогеров.

Однако блогеры — это неизвестно кто. А крупнейшие вузы — понятные источники знаний. Совместить это, например, в формате дополнительного образования в блогерском стиле — ключ к успеху в сфере образования будущего.

Что касается форматов, то появился интересный гибридный формат — выступление записывают заранее во избежание сбоев связи в прямом эфире и транслируют на конференции в заявленное время. Но лектор при этом находится в чате во время трансляции и отвечает на вопросы аудитории, как если бы он видел их в реальном времени. Это дает возможность обеспечить устойчивую связь и хорошую картинку и звук, но при этом сохранить интерактив. Хорошее решение!

Александр Воронков, специалист по инвестициям:

-6

С момента начала пандемии рынок онлайн-образования пережил настоящий бум. Множество людей увидели в этом возможность хорошо заработать, проводя различные онлайн-мероприятия. В связи с чем на рынке появилось множество новых участников, которые, к сожалению не всегда предлагают качественные услуги. Из-за этого страдают те, кто на этом рынке давно и в действительности предлагают качественный продукт.

Из-за ставшей огромной конкуренции многие спикеры начали уходить из формата «живых» трансляций в сторону автовебинаров и автомарафонов, часто пытаясь выдавать их за живые встречи. Я не считаю это экологичным по отношению к слушателям, поэтому до сих пор основным форматом моего клуба являются реальные, живые трансляции.

Думаю, что в ближайшее время конкуренция вытеснит с рынка новичков, так как их затраты на рекламу становятся все выше, а доходы из-за низкого качества их мероприятий все ниже. Все вернется к докризисному времени. Однако все более менее влиятельные участники этого рынка понимают, что мир меняется и приходится подстраиваться под новые реалии и законы рынка.