Найти тему

"Ботаника - это просто!" Часть 4.1: корень.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Здравствуйте, меня зовут Марина. Я учусь в 11 классе и готовлюсь к ЕГЭ .

Блог - для меня способ подготовиться к экзамену по биологии. Ведь информация намного лучше усваивается, если её кому-то объяснять :)

P.s. если в данной статье Вы нашли ошибку, прошу, напишите мне о ней в комментариях.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Дорогие читатели! В прошлой статье мы изучили внешнее строение растений, а начиная с этой статьи мы будем рассматривать каждый орган растения подробно: и внешнее строение, и функции, и видоизменения.

Корень.

Общая характеристика.

Начинаем наше изучение с корня. Из прошлой статьи мы узнали, что корень - подземная часть растения. Его мы можем отнести к вегетативным органам, корень никогда не несет листьев*. Корень имеет верхушечный рост** и обладает положительным геотропизмом.

Положительный геотропизм связан с чувствительностью растения к силам земного притяжения.
Положительный геотропизм связан с чувствительностью растения к силам земного притяжения.

Типы корней.

  • Главный корень - развивается из зародышевого корешка
  • Придаточные корни - отрастают от побега
  • Боковые корни - отрастают от любых других корней (могут отрасти как от главного, так и от придаточного корня)
Корни.
Корни.

Корневая система и её типы.

Корневая система - это совокупность всех коней одного растения.

Выделяют два типа корневых систем:

  1. Стержневую: главный корень хорошо выражен (характерно для Класса Двудольных)***
  2. Мочковатую: главный корень или отсутствует, или очень слабо выражен (характерно для Класс Однодольные)***

Под звёздочкой: можно выделить еще один тип корневой системы - смешанный - когда у растения хорошо развивается как главный корень, так и боковые с придаточными****.

Типы корневых систем.
Типы корневых систем.

Внутренне строение корня.

Корень состоит из четырёх зон (ВНИМАНИЕ: зоны 4, а не три, так как корневой чахлик не является зоной корня):

Первая зона - Зона деления*****.

Состоит из маленьких живых клеток образовательной ткани (а какой именно? :). Клетки постоянно делятся, следовательно функция - увеличение числа клеток.

Вторя зона - Зона роста*****.

Те маленькие клеточки, которые появились на свет в зоне деления, в зоне роста начинают расти, следовательно функция - увеличение размера клеток (рост корня в длину).

Третья зона - Зона всасывания*****.

Наши маленькие клеточки уже выросли, происходит дифференцировка (=пролиферация). То есть клетки начинают приобретать особенности строения, необходимые, чтобы стать какой либо тканью.

Тут мы уже можем заметить, что верхний слой клеток становится эпиблемой (что это за ткань? :) и у них появляются выросты - корневые волоски.

Данная зона выполняет в корне функцию всасывания, клетки всасывают из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества.

Четвертая зона - Зона проведения*****.

Выполняет функцию проведения воды и минеральных веществ из корня к побегу. В этой зоне преобладает такой вид ткани как проводящая (а что это за вид ткани?:)

Корневой чехлик.

Главное запомнить, что это не отдельная зона корня, а часть зоны - зоня деления. !НО! функционально мы можем выделить корневой чехлик как зону.

Корневой чехлик - это клетки зоня деления, которые постоянно делятся и выделяют слизь, которая снижает трение корня о почву.
Корневой чехлик выполняет
защитную функцию и определяет направление роста корня.

Корневой чехлик может отсутствовать у водных растений.

Схема из пособия А.А.Кириленко "ЕГЭ и ОГЭ Биология раздел "растения, лишайники, гибы" издательство ЛЕГИОН
Схема из пособия А.А.Кириленко "ЕГЭ и ОГЭ Биология раздел "растения, лишайники, гибы" издательство ЛЕГИОН

Функции корня.

  1. Опорная - закрепляет растение в почве;
  2. Почвенное/минеральное питание - поглощает воду и минеральные вещества, растворенные в ней;
  3. Проводящая функция - восходящий ток от корня к побегу (вода и минеральные вещества, растворенные в ней) и нисходящий ток от побега к корню (растворы органических веществ);
  4. Запас питательных веществ;
  5. Синтез гормонов;
  6. Вступают в симбиоз с другими организмами (клубеньковые бактерии Бобовых);
  7. На корнях образуются придаточные почки, которые дают начало корневым отпрыскам;
  8. Вегетативное размножение (то есть размножение частями растений).

Заметочки:

*-корню не нужны листья, если мы посмотрим на функции, которые он выполняет, мы поймем, что в корне не идут процессы фотосинтеза;

** - кончик корня образован образовательной тканью - апикальной (верхушечной) меристемой (подробнее можно прочитать в статье);

*** - про классы стоит пока просто запомнить, позже мы подробнее поговорим про это;

**** - не уверена, что это встретится в ЕГЭ, но можно запомнить для общего развития;

***** - как же нам запомнить последовательность зон корня? Главное выучить, что зоны мы начинает запоминать снизу вверх (это логично, так как растение корнем тянется вниз). Зона деления: молодая клеточка рождается, она еще совсем маленькая. Зона роста: маленькая клеточка растет и становится постарше, наступает время определиться с тем, какую работу она будет выполнять на протяжении своей жизни. Зона всасывания: наша взрослая клеточка определилась и выбрала себе работу, она работает. Зона проведения: клеточка уже очень долго работает и её повысили в должности. Вот так, запомнив историю про клеточку, можно выучить последовательность зон корня.

На сегодня все, спасибо за внимание!

Наука
7 млн интересуются