-------------------------------------------------------------------------------------------------
Здравствуйте, меня зовут Марина. Я учусь в 11 классе и готовлюсь к ЕГЭ .
Блог - для меня способ подготовиться к экзамену по биологии. Ведь информация намного лучше усваивается, если её кому-то объяснять :)
P.s. если в данной статье Вы нашли ошибку, прошу, напишите мне о ней в комментариях.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Дорогие читатели! В прошлой статье мы изучили внешнее строение растений, а начиная с этой статьи мы будем рассматривать каждый орган растения подробно: и внешнее строение, и функции, и видоизменения.
Корень.
Общая характеристика.
Начинаем наше изучение с корня. Из прошлой статьи мы узнали, что корень - подземная часть растения. Его мы можем отнести к вегетативным органам, корень никогда не несет листьев*. Корень имеет верхушечный рост** и обладает положительным геотропизмом.
Типы корней.
- Главный корень - развивается из зародышевого корешка
- Придаточные корни - отрастают от побега
- Боковые корни - отрастают от любых других корней (могут отрасти как от главного, так и от придаточного корня)
Корневая система и её типы.
Корневая система - это совокупность всех коней одного растения.
Выделяют два типа корневых систем:
- Стержневую: главный корень хорошо выражен (характерно для Класса Двудольных)***
- Мочковатую: главный корень или отсутствует, или очень слабо выражен (характерно для Класс Однодольные)***
Под звёздочкой: можно выделить еще один тип корневой системы - смешанный - когда у растения хорошо развивается как главный корень, так и боковые с придаточными****.
Внутренне строение корня.
Корень состоит из четырёх зон (ВНИМАНИЕ: зоны 4, а не три, так как корневой чахлик не является зоной корня):
Первая зона - Зона деления*****.
Состоит из маленьких живых клеток образовательной ткани (а какой именно? :). Клетки постоянно делятся, следовательно функция - увеличение числа клеток.
Вторя зона - Зона роста*****.
Те маленькие клеточки, которые появились на свет в зоне деления, в зоне роста начинают расти, следовательно функция - увеличение размера клеток (рост корня в длину).
Третья зона - Зона всасывания*****.
Наши маленькие клеточки уже выросли, происходит дифференцировка (=пролиферация). То есть клетки начинают приобретать особенности строения, необходимые, чтобы стать какой либо тканью.
Тут мы уже можем заметить, что верхний слой клеток становится эпиблемой (что это за ткань? :) и у них появляются выросты - корневые волоски.
Данная зона выполняет в корне функцию всасывания, клетки всасывают из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества.
Четвертая зона - Зона проведения*****.
Выполняет функцию проведения воды и минеральных веществ из корня к побегу. В этой зоне преобладает такой вид ткани как проводящая (а что это за вид ткани?:)
Корневой чехлик.
Главное запомнить, что это не отдельная зона корня, а часть зоны - зоня деления. !НО! функционально мы можем выделить корневой чехлик как зону.
Корневой чехлик - это клетки зоня деления, которые постоянно делятся и выделяют слизь, которая снижает трение корня о почву.
Корневой чехлик выполняет защитную функцию и определяет направление роста корня.
Корневой чехлик может отсутствовать у водных растений.
Функции корня.
- Опорная - закрепляет растение в почве;
- Почвенное/минеральное питание - поглощает воду и минеральные вещества, растворенные в ней;
- Проводящая функция - восходящий ток от корня к побегу (вода и минеральные вещества, растворенные в ней) и нисходящий ток от побега к корню (растворы органических веществ);
- Запас питательных веществ;
- Синтез гормонов;
- Вступают в симбиоз с другими организмами (клубеньковые бактерии Бобовых);
- На корнях образуются придаточные почки, которые дают начало корневым отпрыскам;
- Вегетативное размножение (то есть размножение частями растений).
Заметочки:
*-корню не нужны листья, если мы посмотрим на функции, которые он выполняет, мы поймем, что в корне не идут процессы фотосинтеза;
** - кончик корня образован образовательной тканью - апикальной (верхушечной) меристемой (подробнее можно прочитать в статье);
*** - про классы стоит пока просто запомнить, позже мы подробнее поговорим про это;
**** - не уверена, что это встретится в ЕГЭ, но можно запомнить для общего развития;
***** - как же нам запомнить последовательность зон корня? Главное выучить, что зоны мы начинает запоминать снизу вверх (это логично, так как растение корнем тянется вниз). Зона деления: молодая клеточка рождается, она еще совсем маленькая. Зона роста: маленькая клеточка растет и становится постарше, наступает время определиться с тем, какую работу она будет выполнять на протяжении своей жизни. Зона всасывания: наша взрослая клеточка определилась и выбрала себе работу, она работает. Зона проведения: клеточка уже очень долго работает и её повысили в должности. Вот так, запомнив историю про клеточку, можно выучить последовательность зон корня.
На сегодня все, спасибо за внимание!