В каждом школьном классе есть как минимум пара учеников, которые не просто "отстают", а не учатся. Совсем. И категорически заявляют о своем нежелании учиться. Заявляют родителям, учителям, директору. Но их усиленно "тащат" из класса в класс.
Часто администрация школы открытым текстом говорит учителям, что они должны найти возможность выставить таким детям "тройки" и подготовить их к итоговой аттестации. Хоть как-то.
Если речь идет об учениках начальной школы или среднего звена - здесь, на мой взгляд, должны работать не только педагоги, но и обязательно детские психологи и органы опеки. Потому что вариантов может быть несколько.
Первый вариант - это задержка развития. И такого ребенка надо переводить в коррекционный класс, где он будет заниматься по облегченной программе.
Была у меня знакомая учительница начальной школы, которая, набрав 1 класс, обязательно по его итогам нескольких детей переводила в коррекционную школу. Не боялась скандалов с родителями. Которые, кстати, потом сами благодарили, потому что ребенок начинал учиться. Зато оставшиеся три года класс дружно выдавал лучший результат в школе. В том числе и потому, что учителя, как правило, тратят на отстающих учеников "львиную" долю сил и времени.
Второй вариант - педагогическая запущенность. Это тот случай, когда надо работать с семьей, "вправлять мозги" родителям. И усиленно заниматься с ребенком. Иногда помогает.
Если же ребенку исполнилось 14 лет - и он все еще не хочет учиться... Или, как говорил один из моих учеников, "мечтает взорвать эту школу". Зачем пытаться его учить? Что это даст? Может, лучше помочь такому ребенку трудоустроиться? И при этом сохранить за ним право на получение бесплатного среднего образования. Тогда, когда "созреет", поймет необходимость. И сам придет учиться. С полным понимаем того, что это надо ему. Или не придет. Значит - не надо.
И да, часть этих детей кончит плохо. Алкоголиками, наркоманами, преступниками. Но они и так кончат плохо. Зато такое решение позволит учиться остальным.
А заодно и решит проблему "юных стрелков", которые ненавидят школу, учителей, одноклассников.
Пусть, в конце концов, у нас будет на несколько процентов меньше людей со средним образованием. Зато качество последнего для оставшихся вырастет неизмеримо больше. Потому что учителям не придется "тащить" этот балласт из класса в класс. Не придется думать, как извернуться, чтобы они хоть ОГЭ сдали, чтобы "выпустить их.
На уровне муниципальных образований надо продумать политику обеспечения таких подростков работой. Должны подключиться и органы опеки. Потому что собственный опыт часто для таких детей - лучший учитель. И когда они прочувствуют на своей "шкуре", каков неквалифицированный труд и как он оплачивается, их вполне может снова "потянуть к знаниям". Пусть одного из сотни или из тысячи. И такая возможность будет.
А пока они учатся из-под палки. Пока их учеба нужна учителям и родителям - они так и будут считать себя особенными и издеваться в открытую над родителями, одноклассниками, учителями. Они же заявляют, не стесняясь: "А что вы сделаете?". Они уверены, что отчислить их из школы нельзя. и "двойку" поставить нельзя. Эта безнаказанность ломает детскую психику не хуже наркотика.