Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Метод обучения тяжёлого ребёнка, не реагирующего ни на что.

Я пообещала написать о том, как Гриша освоил буквы. Думала, что это просто, рассказать. Но оказалось, нет. Потому что Гриша уже в 5 лет мог читать надписи на улице (отдельными звуками, но слово было узнаваемо) и знал, как пишутся очень многие. И какие-то мог написать. Но я что-то не помню, чтобы я его учила писать.

И вот пытаясь написать заметку на эту тему, я вспомнила метод, который открыла, пытаясь обучать ребёнка в очень тяжёлом состоянии.

Что я подразумеваю под тяжелым состоянием:

Это не говорящий, фрагментарно понимающий речь ребёнок, который не удерживает внимание ни на чём. Максимум минут пять. Не более. Если пытаться держать, орёт.

Есть такое понятие – «полевое поведение». Не знаю, что точно подразумевают специалисты. Но у нас это выглядело так. Гриша бродил, скакал по квартире, где-то задерживался на минут, потом продолжал движение. Не совершал каких-то прям целенаправленных действий. Мультики не смотрел, так, поворачивал голову на яркие или громкие моменты. Ни за каким сюжетом не следил. Получаемую информацию не выдавал, на вопросы не отвечал, пальцем по запросу не показывал. Хотя указательный жест был, вот только использовал он его для своих нужд. Показывал, чтобы ему достали что-то.

Вот такой был мальчик. И как его учить?

Хороший вопрос. Очень хороший.

Сейчас напишу про один очень конкретный метод и о том, как я его открыла.

--------------------

Сижу, значит, на полу перед ним, играю с фигурками зверей, беру одного, называю – Корова – домашнее животное. Корова живёт на ферме. Корова мычит. Мууууу.

Это волк, волк - дикое животное. Волк живёт в лесу. Волк воет. УУУУУ.

И так со всеми. Задаю вопросы. Делаю паузы. Реакция нулевая. Но Гриша сидит рядом, ковыряется в чём-то. Потом уходит.

Я тоже ухожу на кухню всплакнуть над своей тяжкой долей.

Возвращаюсь. И что вижу?

Все дикие животные стоят под пластиковыми деревцами. Все домашние за забором.

Первый (и сотый) раз, когда я такое увидела, подумала, что у меня крыша едет. Одна, с больным ребёнком. Чего не привидится. Сама поставила и забыла.

Но нет, это не было случайностью.

Постоянные вот такие рассказы и наблюдения привели к тому, что я поняла, что Гриша (в очень тяжёлом состоянии) не терпит неправильности. Если он что-то узнал и понял, то он сделает всё возможное, чтобы исправить ошибку доступными ему средствами.

При этом, если я говорила: - Гриша, давай диких зверей в лес отведём, - он ничего не делал. И вообще не реагировал. А вот если я оставляла его в покое, а ещё лучше, уходила, то он это делал сам.

Уточню, Гриша никогда ничего в ряды не выстраивали не держался за строгий порядок вещей в доме.

Продолжим.

Поняв, что Гриша способен вот на такое, я начала проверять этот метод и использовать его везде.

Рисую фигуру человека, рассказываю. Реакции нет. Оставляю на полу, не дорисовав ухо или нос.

Как думаете, что обнаруживаю спустя время?

Правильно, законченный рисунок.

Мы использовали глобальное чтение. Ну как использовали. Я показывала ему картинки с подписями. Реакции не было.

А потом я отрезала подписи. Сидела на полу, раскладывала картинки и путала подписи. Гриша сам наводил порядок.

Важно. Он не делал этого, когда я просила. Он делал это сам, когда меня не было рядом. Я стояла в дверях комнаты, наблюдала. А он с каменным лицом исправлял мои ошибки. В этом не было ни радости, ни заинтересованности. Вообще никаких эмоций. Это был вид полевого поведения. Он монотонно перекладывал подписи под нужные картинки.

Выглядело это жутковато. Но давало понять, что он что-то понимает, а главное запоминает.

Ну и с буквами то же самое.

Как научить такого ребёнка писать? Он не берёт фломастер, не выполняет просьб. И, прошу помнить, ВСЕГДА орёт, если настаивать, если писать его рукой. Он всегда орал и дрался.

Итак, буквы. Я распечатывала картинки и подписывала, пропуская буквы.

Делала такие листы, приносила в его комнату и оставляла. Ничего не просила. Раньше пыталась, но помним – Гриша орал, дрался. Поэтому просто приносила и оставляла.

Когда Гриша замечал эти листы, брал фломастер и дописывал пропущенные буквы.

То же самое с числовыми рядами, с фигурами.

При этом важно, если я пыталась включиться в его занятие, он прекращал, переставал исправлять ошибки, вписывать буквы, сортировать животных. И просто уходил.

--------------------

Не знаю, на сколько понятно то, что я описала.
Но вот этим способом Гриша изучил очень много информации, в том числе буквы и цифры. Ещё в тот период, когда вообще не взаимодействовал с миром. Или делал это фрагментарно.
Возможно, этот метод работал только с моим ребёнком, и другим не подойдёт.
Но можно попробовать.
Главное, вы в начале должны многократно при ребёнке говорить о теме, как о домашних и диких животных. Сами должны сортировать при нём, называть их, мычать за них. И только в таком случае можно проверять. А то вдруг, ребёнок не владеет информацией. Что тогда проверять?

Сейчас, конечно, мы не используем этот метод. Но вообще много где в пособиях встречала такое упражнение: дорисуй то, чего не хватает.

!!!!ВАЖНО!!!!

Для тех, кто случайно наткнулся на эту заметку. В ней описано прошлое, 2012-2018 гг. На данный момент ребёнок говорит, умеет учиться, и этот метод мы не используем.

НАВИГАТОР

ВОПРОСЫ

Удачи и терпения вам.