“А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь” (Еф. 3:20, 21).
Несовершенство человечества было однажды описано таким образом: “Мы вроде крошечных младенцев, которые учатся ходить и могут стоять, только держась за руку, или вроде тех, кто учится плавать и тонет, как только остается один. Так и мы, если Бог не поддерживает нас, теряемся, и, в конце концов, погибаем”.
Мы не всемогущи. Мы не самодостаточны. До тех пор, пока мы не признаем этого факта, мы не сможем увидеть нашу потребность во Всемогущем Боге. Мы должны понимать, как это понимал Павел, что перед лицом нашей крайней слабости Божьи возможности безграничны. Во 2 Коринфянам 12:10 сказано: “Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен”.
ЕГО ВЛАСТЬ УТВЕРЖДЕНА
В Послании к Ефесянам 3:20, 21 записана замечательная истина для всех, кто столкнулся с ограниченностью возможностей простых смертных: “А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь” (Еф. 3:20, 21). Эти слова следуют за рядом просьб в стихах с 16 до 19. Просьбы очень большие и выходят за рамки человеческих возможностей. Но Павел хотел подчеркнуть, что реальность этих просьб - ничто в сопоставлении с Божьими возможностями. Бог может даровать исполнение таких просьб. Он не только может делать такие великие вещи, Он может делать несравненно больше того!
Такая божественная сила слишком чудесна, чтобы ее можно было охватить разумом. У стольких людей есть этот источник, стоит только зачерпнуть, а они оставляют его нетронутым. Многие отказываются искать эту великую помощь, воображая, что в решении всех жизненных проблем могут обойтись своими ограниченными человеческими силами, но бремя их от этого становится только тяжелее. Божьи возможности рядом, но мы не реализуем этот источник в своих жизненных борениях.
Бог призывает нас ждать большего, нежели то, чего мы обычно ожидаем получить в своих молитвах и в своей вере. И Сам Он жаждет ответить на такие молитвы, в которых от Него требуется “невозможное” (Мф. 19:26; Лк. 6:38).
В этом великое испытание нашей веры. Поверим ли мы в это избыточное изобилие силы Господа Бога? (см. Мф. 9:28).
ЕГО СИЛА ПОДТВЕРЖДЕНА ПРИМЕРАМИ
Ветхий Завет предоставляет нам факты, чтобы укрепить нашу веру (Рим. 15:4). Это особенно справедливо в отношении нашего познания чудесных возможностей Бога. Страницы Ветхого Завета полны многочисленными случаями, когда Бог давал с изобилием, значительно превышавшим нужды Его народа. Посмотрите на некоторые из них, и пусть они скажут сами за себя об избыточном изобилии Божьего могущества.
Переход через Красное море и Иордан
Переход израильтян через Красное море и реку Иордан - события, на протяжении столетий подвергавшиеся особым нападкам со стороны радикальных критиков. Но эти факты исторически правдивы. В Книге Исход 14:21, 22, 29 мы читаем о том, как израильтяне оказались в ловушке. Они не видели выхода из нее. Как отмечалось, народ был “между дьяволом и глубоким синим морем”. На горизонте маячил фараон с его войском. Впереди них широко разлилось Красное море. Что им было делать? Ситуация казалась безнадежной. Многие израильтяне высказались за то, чтобы бросить все, вернуться в рабство и отдаться на милость фараона. Некоторые даже стали требовать головы Моисея на блюде, виня его за тот переплет, в котором они очутились. Но затем Бог заставил Красное море расступиться, и воды его стояли как стена, и это было беспредельно больше того, о чем они могли просить или даже помышлять. Израиль прошел через хрустальный коридор к спасению.
Но присмотритесь поближе к главе 14:22 Книги Исход. Будь я в лагере израильтян, я бы с радостью побрел по колено в иле, только бы убежать от египтян. Грязь была бы лучше их ярости. Но обратите внимание: Бог даже высушил грязь на морском дне! Израильтяне не просили этого, они даже не подумали об этом. Но получили силой Божьей! Это проливает новый свет на Послание к Ефесянам 3:20.
Аналогичная ситуация сложилась, когда израильтяне подошли к переправе через реку Иордан (Иис. Н. 3), чтобы войти в Ханаан. После блужданий по пустыне в течение сорока лет они пришли, наконец, затребовать обещанное Аврааму за многие годы до того. Но в Иордане как раз поднялась вода, и только глупец мог отважиться пересечь бушующие волны. Что им было делать? Обещанная земля была перед ними, но форсировать преграду не было никакой возможности (во всяком случае, так они думали). Однако, когда забрезжило утро, послышался призыв к израильтянам организовываться в колонны для марша. Представьте себе растерянность этих людей. Куда они опять должны идти? Затем последовала немыслимая команда священникам, несущим ковчег. Им предстояло взять ковчег и вести израильтян в несущийся поток! Они так и поступили, и случилось невероятное: “...Лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду... вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною...” (Иис. Н. 3:15, 16). Преизобильная способность Божья была снова явлена народу! В стихе 17 говорится: “Священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою...” Снова Бог иссушил илистое дно!
Взятие Иерихона
Едва оправившись после пересечения реки Иордан, Израиль столкнулся с очередной “невозможностью”. Всякий, входящий в Ханаан, должен был миновать Иерихон. Из-за этого город представлял собой мощную крепость. Любой завоеватель должен был падать духом, будучи поставлен перед необходимостью захватывать окруженный стенами город. Планируя вторжение, Иисус Навин, возможно, решил бы пробить отверстие в стене, через которое несколько человек могли проникнуть внутрь и открыть ворота остальным. Но это только игра воображения, ибо Бог предоставил войскам Иисуса Навина нечто большее, нежели просто отверстие в стене. Он сказал Иисусу Навину, что падет вся стена! Фактически, Бог сказал Иисусу Навину, что Иерихон уже принадлежит ему (Иис. Н. 6:2). План битвы был невероятным. Стена падет, если они будут обходить вокруг города в течение семи дней, а потом вострубят в трубы (Иис. Н. 6:4, 5). Израильтяне в точности последовали плану, и стены пали именно так, как им обещал Бог!
Божий план превзошел все ожидания израильтян - в соответствии с Его преизобильными возможностями.
Противостояние у горы Кармил
Намного позже в ветхозаветной истории Бог избирает великого пророка Илию для возвещения Своей воли. Пред нами открывается сцена великого противостояния между Богом и Ваалом. Илия и пророки Ваала приготовили жертвы. Пророки Ваала начали представление. Комедия, которую они изо всех сил ломали в тот день, только еще сильнее подчеркнула бессилие идолопоклонства (3 Цар. 18:26 и дал.). Их неудача была очевидна. Казалось, что с водой, стекающей с жертвы и заполнившей ров вокруг восстановленного жертвенника, Илию также ждет провал. Вы никогда не думали о том, почему Илия свою роль в состязании сделал такой трудной? Ему можно было этого и не делать, он мог придерживаться первоначальной договоренности. Мне лично кажется, что им руководила вера во всемогущество Бога. Он знал, что если Бог может зажечь сухие дрова, то Он может зажечь и сырые. И он был прав! Божья способность была превознесена, когда Он зажег сырую древесину, тельца, камни жертвенника и даже прах (3 Цар. 18:38). Когда мы обращаемся к Божьей преизобильной способности, происходят великие вещи!
Спасение грешников
Но самую яркую иллюстрацию Божьей силы, мы можем найти в Новом Завете. Бог может спасать грешников! Непокорный человек, в муках пытающийся найти покой и смысл жизни, был лишен надежды или направления. Люди отвергли Бога и положились на тленное, и последствия этого лишь умножили несчастья (Рим. 1:18 и дал.). Человечество погибло, будучи осуждено на вечное разделение с Богом. Люди оказались в рабстве своего собственного эгоизма и восстают против всего, что хорошо и чисто. Но то, что казалось безнадежным, становится наполненным надеждой благодаря Божьему всемогуществу (см. Ин. 3:16 и дал.). По Своей собственной воле Бог предпринял шаги, чтобы искупить заблудших. Из-за божественной любви к склонному к ошибкам человечеству Бог сотворил план, по которому можно достичь невозможного (Рим. 5:6-9). И вновь Бог превзошел человеческие ожидания, когда предложил ушедшему от истины человеку полное прощение по благодати. Никакого зарабатываемого возмещения не предусматривалось. Никаких свершений, чтобы уравновесить весы, не требовалось (см. Еф. 2:8, 9). Спасение было свободным даром от Того, у кого есть преизобилующая сила сделать свыше того, о чем мы думаем или просим!
Величие такого дара описано в Послании к Рим., в главе 6. Благодаря этой благодати все люди должны отвернуться от служения греху и стать преданными Богу. Достигается это только через послушную веру во Христа. Не “только верой”, а именно послушной верой, которая совершается в водном крещении. Послушное погружение в воды крещения дает нам возможность стать частью духовного тела Христа (ст. 3), ходить в обновленной жизни (ст. 4), упразднить тело греховное (ст. 6), иметь надежду на воскресение (ст. 5, 9-11). Те, кто крестился во Христа для прощения грехов (Деян. 22:16), освящены для служения Богу (ст. 12-18). Будучи, таким образом, освящены для Бога, мы освобождаемся от греха и можем радоваться обещанию вечной жизни (ст. 21-23).
Человек никогда бы не смог придумать такого чудесного предложения вечной жизни. Мы никогда не могли бы помыслить о благословении полного прощения. Только Всемогущий Бог может дать надежду на прощение и примирение не знающему покоя человеку.
ЕГО СИЛА В ДЕЙСТВИИ
Ознакомившись с этими примерами, мы не можем не поразиться чудесной силе нашего великого Бога. Давайте же присоединимся к тем трем еврейским юношам, которые предстали пред пылающей печью с уверенной гордостью: “Бог силен!” (Дан. 3:17; ср. Иов. 9:4-7, 10).
Во-вторых, мы не можем не поразиться все превышающей избыточности награды небес. Небеса будут намного лучше, чем мы в состоянии себе представить (ср. Ис. 66:18, 20-23). Нет земных выражений, чтобы описать великолепие небес. Небеса будут более ценными, чем чистое золото. Что за удивительный дар Бог предлагает Своим детям, обещая им небесное блаженство!
В-третьих, мы ужасаемся кошмарам ада! Если небесное блаженство намного превышает земную славу, то агония ада намного превышает земную боль (см. Ис. 66:24). Муки ада будут превосходить даже самые невыносимые страдания на земле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Избыточное изобилие Божьей мощи удивительно. Это особенно справедливо при сравнении с человеческой слабостью (Мк. 10:37). Наш Бог силен, в какой бы ситуации мы ни оказались. И все же мы часто проявляем слабость в практическом проявлении этой убежденности, основанной на вере. Как Моисей, уставшие от испытаний, мы начинаем сомневаться в силе Божьей (см. Числ. 11:21-23).
Но уверенность тех, кто доверился Божьей силе, дает и нам великую поддержку. Однажды женщина подала пророку опреснок - последнюю пищу, которая еще оставалась у нее во время голода, в обмен же она получила достаточно еды, позволившей ей продержаться до конца голода (3 Цар. 17:8-16). Другая вдова положила две лепты в качестве пожертвования Богу и приобрела вечную славу (Лк. 21:1-4). Уподобляйтесь этим святым, которые доверяли Божьей силе, воспитывая в себе такое же доверие к Богу в вашей жизни.
Считаете ли вы, что для Бога есть что-либо неисполнимое? Его могущество дает всем обещание надежды и силы (Пс. 80:11). Он может удовлетворить все наши нужды.